Экономический механизм природопользования

В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования. Он ставит самые общие экологические рамки для экономического развития отраслей, практически не тормозя. Каковы основные элементы экономического механизма управления природопользованием России?. Но планирование и установление лимитов — это, как было отмечено предыдущей теме, инструменты административного, а не экономического регулирования, составляющие хозяйственного, а не экономического механизма, под которым научных работах последних лет однозначно подразумевается совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей оптимизации их взаимодействия с природной средой. Более того, уже и официальном документе — Концепции государственной политики Республики Беларусь области охраны окружающей среды, принятом. В нем отмечено экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды включает себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов. Установление платежей за природные ресурсы, основе которых должна была лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, а значит, потребовало реформы ценообразования, на что руководство страны пойти то время не решалось. Помимо платежей за природные ресурсы, условиях централизованной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства.

Но и они были малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия вопервых, потому, что применялись основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения вовторых, суммы их были слишком малы 50—200. В условиях государственной собственности наложение более серьезных штрафов означало бы перекладывание государственных средств из одного кармана другой. Оно производилось по иску потерпевшей стороны или по инициативе органов арбитража. Однако ход эксперимента показал недостаточную оснащенность предприятий, организаций и комитетов по охране природы контрольноизмерительной аппаратурой и средствами наблюдения за состоянием окружающей среды, а также несовершенство действующих форм статистического учета и отчетности. Усиление хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, признание равноправия разных форм собственности, включая частную, развитие негосударственного сектора экономики, том числе системы коммерческих банков, приводит к переориентации управления от преимущественно административных к экономическим и административноэкономическим методам. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования странах с рыночной и государствах с переходной экономикой Россия, Беларусь, то нельзя сказать о какомто существенном нашем отставании, за исключением использования чисто рыночных рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономики табл. Однако о высокой эффективности применяемых Беларуси экономических методов говорить пока не приходится, поскольку на их реализации сказывается общая кризисная социальноэкономическая ситуация, осложненная инфляцией.

Экономический механизм природопользования

Всё это включает себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственнохозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков. Все это выдвигает проблему ресурсопотребления число наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. В свете этого рациональное использование природных ресурсов является составной частью комплексной программы охраны окружающей среды. Причем помимо повышения регулирующей роли платежей и иных финансовых выплат за пользование природными ресурсами резко усиливаются их фискальные функции. Само собой разумеется, что эти льготы распространяются только на ту часть налогов, которая подлежит зачислению бюджет того уровня, на котором эти льготы установлены. Следующая важнейшая функция экономического механизма стимулирующая. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли отраслевых. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось Современный период.

Экономический механизм природопользования

Договор о природопользовании, как правило, является частью сложного фактического состава и закл Общественные экологические объединения Создание общественных экологических объединений один изспособов реализации законных прав и интересов граждан. Специальная экологоправовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством за нарушение правил природопользования, охраны окружающей среды. Роль экономической оценки природных ресурсов задачах стимулирования ресурсосбережения. Система платежей за загрязнение окружающей среды и плата за использование природных ресурсов как инструмент стимулирования обеспечения нормативного качества окружающей среды и решения задач ресурсосбережения. Санкции за нарушение природоохранительного законодательства системе обеспечения рационального природопользования. Налоговые и иные льготы при осуществлении деятельности, направленной на повышение эффективности природопользования и обеспечение природоохранительного эффекта.

Экономический механизм природопользования

Когда говорится о платеже, то уже сразу подразумевается, что плательщик оплачивает чтото. Эти платежи целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции. В первом случае фирма может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. В качестве гарантий здесь могут выступать активы фирмы, том числе страховой полис. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Как следует из теории и практики последних десятилети, решать экологические проблемы тол ько на базе государственного регулирования или только рынка не удается.

Имеется ряд принципиальных причин, определяющих провалы рынка экстерналии, отсутствие заниженность цен, общественные блага и др области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. К первой группе относятся меры, которые проводятся рамках всей экономики или на уровне комплексов секторов. Существенной проблемой для охраны окружающей среды является институциональная неэффективность, частности, неопределенность прав собственности. Следует заметить, что научной литературе и некоторых официальных документах иногда отождествляются понятия экономический и хозяйственный механизм. Так, начиная с 20х годов лесном хозяйстве действовала по пенная плата, направленная на компенсацию затрат на лесовоспроизводство. Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования странах с рыночной и государствах с переходной экономикой Россия, Беларусь, то нельзя сказать о какомто существенном нашем отставании за исключением использования чисто рыночных рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономики табл. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования. В рамках такого подхода можно выделить два типа экономических механизмов и инструментов зависимости от степени секторального и отраслевого охвата механизмы и инструменты, действующие рамках всей экономики, ее секторов и отраслей — макроуровень более специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов В современных условиях разработка эффективной концепции экономического механизма природопользования возможна при выполнении следующих принципов.

Данный механизм должен быть согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих после природных этапах природнопродуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией. Экономический механизм природопользования секторах комплексах должен формироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе. Этот принцип можно проиллюстрировать на примере взаимозависимого характера развития агропромышленного и топливноэнергетического комплексов при альтернативных вариантах решения экологических проблем. Для разработки экономического механизма природопользования секторах комплексах принципиальной является постановка вопроса о целях развития этих секторов и всей экономики. Данный тип экономического механизма направлен основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на темпы и масштабы развития. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости жесткий, подавляющий.

На современном этапе фундаментальным для него является вопрос о путях его дальнейшего развития. Проблемы определения концепции развития стоят и перед лесным комплексом. Если учесть, что затраты древесины российской экономике на производство конечного продукта 4—6 раз выше по сравнению с развитыми странами, то очевидно, что экономический механизм природопользовании должен быть ориентирован на стабилизацию и сокращение заготовок древесины высокая плата, большие налоги на расширение лесосеки, ограничение территорий лесозаготовок. Итак, принципиальный вопрос при разработке экономического механизма природопользования можно сформулировать следующим образом ориентация на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширении масштабов использования природных ресурсов экономике тип экономического механизма с мягкими ограничениями или ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования жесткий и стимулирующий типы механизмов. Нужна единая логика формировании экономического механизма для всей природнопродуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией или услугами, получаемыми на основе этих ресурсов. Между тем учет реалий развития агропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм гораздо более жестким, подавляющим. В настоящее время возможно значительное уменьшение экологической нагрузки регионах, где добываются энергетические ресурсы, путем изменения экспортной политики. Необходимо предусмотреть существенное изменение общих экономических механизмов как отдельных комплексах, так и между ними. На этом примере хорошо видно, как развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности дает, с одной стороны, большой внутренний экономический и экологический эффект агропромышленном комплексе, и, с другой стороны, — значительный положительный внешний, экстернальный эффект с точки зрения уменьшения общественных издержек на охрану природы и издержек топливноэнергетическом комплексе. Все это требует комплексного подхода к разработке механизма природопользования с учетом развития различных регионов.

Преодоление экологических кризисов требует изменения развития как различных комплексов секторов, так и регионов, а также согласованных экологоэкономических программ, ориентированных на экологическую стабилизацию и устойчивое развитие, что соответственно требует и сопряженных, связанных между собой экономических механизмов природопользования. В качестве примеров такого жесткого механизма природопользования можно привести агропромышленный и лесной комплексы. Ряд вопросов, относящихся к данному элементу экономического механизма был рассмотрен связи с функцией планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов. Проведение экономической оценки природных, природноантропогенных объектов и воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Адекватная дифференцированная экономическая оценка природных объектов должна основываться на их всесторонней и объективной качественной и количественной оценке натуральных показателях, принципах современной ресурсологии. Экологическое страхование представляет собой систему действий сторон, направленных на возникновение и исполнение обязательств по защите имущественных интересов физических и юридических лиц на случай экологических рисков.

Создание экологических фондов системы внебюджетных средств, используемых для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. В Федеральном законе Об охране окружающей среды отсутствует специальная статья, посвященная экологическим фондам. У фирмы этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов. Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, которой он живет. Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий эффективном использовании природных ресурсов и бережном отношении к окружающей среде. Общим случаем является занижение цены экологического блага или даже его нулевая оценка. В многие миллиарды долларов можно оценить ежегодные потери нефти, леса, различных полезных ископаемых деградировавшей земли. Второй является достаточно комплексным показателем, учитывающим издержки экологического характера, связанные с нерациональным хозяйствованием. При сложившемся техногенном, природоемком типе экономического развития России никогда не хватит природных ресурсов.

Разница получаемых результатах при различном качестве природных благ составляет основу и определяет величину дифференциальной ренты. Подход, который пытается учесть стоимость существования, базирующуюся на экономической оценке сложных этических и эстетических аспектов природы. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты санкции за выполнение или не выполнение плановых целей, а также выделение ресурсов зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Поэтому настоящее время осуществляется работа по приведению соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. Рыночный характер этого механизма предполагает регулирующую роль государства, функции которого входит установление основных направлений, параметров и порядка его применения.

На охрану атмосферного воздуха приходится приблизительно пятая часть затрат. Для усиления стимулирующей роли экологического налога его ставки периодически корректируются. Быстрее всего роста этих показателей можно добиться, быстро выкачав из недр нефть, газ, добывая руду поверхностным способом, вырубив леса. Цены, складывающиеся на природных рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. Концепция альтернативной стоимости упущенная выгода является одной из основополагающих экономической теории. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия. Общая антропогенная нагрузка на природу стала превышать ее экологический потенциал. Неразрешение противоречий между обществом и природой, экономикой и экологией ведет к конфликту между поколениями. Под рыночным подходом природопользования понимается оптимальное регулирование и распространение экономической терминологии и экономических законов хозяйствования на рынок природопользования, на право потребления или загрязнения окружающей природной среды.

Стандарты 14000 обеспечивают создание системы определения предприятиями хозяйствующими субъектами того, как они влияют на окружающую среду и как выполняются требования национального законодательства. Национальная экологическая политика реализуется через соответствующие Министерства и государственные комитеты. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение несколько раз превышает плату за использование и загрязнение пределах установленных лимитов нормативов. Идея платности природных ресурсов возникла как попытка стимулирования субъектов экологических правоотношений к более бережному использованию природных ресурсов. Этот же принцип, по мнению ученых, может лечь основу регулирования нагрузок городах.

Для уточнения используют специальные коэффициенты подорожания зависимости от влияния больших центров на развитие производства. Это штрафные санкции и компенсационные платежи за нерациональное лесопользование и нанесение вреда лесам. Однако возникает потребность законодательного закрепления распределения указанного дохода между государством и разного уровня местными органами власти. Это объясняется тем, что воспроизведение и охрана лесных ресурсов осуществляется исключительно за счет государственных средств. Та же международная практика свидетельствует о целесообразности направления преобладающей части природоресурсных платежей местные бюджеты.

Все существующие системы управления с точки зрения устойчивого развития далеки от совершенства. В проекте предусмотрены также обязательства пользователя по возмещению ущерба окружающей среде. В переходный период процесс деградации экосистем продолжается, не смотря на то, что многие предприятия сокращают объемы производства. Уровень природоресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации 1998 году процентах к величине внутреннего и его регионального продукта Из таблицы видно, что очевидна тенденция заметного увеличения значимости природноресурсных платежей по направлению из центральных районов на север и восток, где сосредоточено большое количество природных ресурсов. В случае выбытия земель изза их нерационального использования несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающая обработка. В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и секторы, находящиеся начале природнопродуктовой вертикали, что снизит выгодность затрат их развитие. Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами.

К сожалению, подобная антиэкологическая политика субсидий значительной степени продолжается. Важным элементом системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. В этих условиях разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей народном хозяйстве на режим ресурсосбережения. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Как показывает практика, самый большой вклад фонды вносят платежи за загрязнение окружающей среды. Что касается отходов, то, применительно к платежам, они делятся на 2 вида — нетоксичные и токсичные.

Учтены методике и региональные особенности, очень существенные, как уже отмечалось, для нашей страны. При отсутствии данных об объеме потребленного топлива плата за выбросы определяется по типам транспортных средств легковой автомобиль, пассажирское судно, грузовой тепловоз. Общие платежи за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяются суммированием данных, полученных по формулам. Н есмотря на то, что порядок расчета платежей и их нормативы устанавливаются централизованно, местные органы власти имеют достаточно широкие возможности влияния на этот процесс. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства. Платежи для воспроизводства и охраны природных ресурсов являются компенсацией затрат природных ресурсов процессе производства. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Данный механизм позволяет снизить поступления отходов окружающую среду, том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации. Таким образом, экономический механизм природопользования рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.

Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами водный налог, плату на восстановление и охрану водных объектов. Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. В современной рыночной экономике бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, экономическими подходами. При определении платы за сверхлимитное загрязнение соответствующие ставки лимитной платы умножаются на величину превышения фактической массы выбросов загрязняющих веществ, объемов размещенных отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами. На сегодняшний день природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Основными приоритетами освоения природноресурсного потенциала должны стать нефтегазовые, лесные и экологические ресурсы, развитие на их основе нефте и газо добычи и высокоэффективной лесопереработки, экологизации всех видов производственной деятельности, создание новой сырьевой базы по добыче урана, алмазов. Создание системы эффективного природопользования и повышение качества среды обитания включает мероприятия вовлечение хозяйственный оборот объектов природопользования с учетом уровня их эффективности Одно из главных условий выхода ресурсного региона на траекторию устойчивого развития формирование нового экономического механизма природопользования, обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов и создание достаточного запаса устойчивости долговременного социальноэкономического развития региона.

Так, Красноярский край обладает богатым природноресурсным потенциалом, и экономика большинства его административнотерриториальных образований базируется на эксплуатации природных ресурсов. С этой целью предлагается реформировать всю систему платежей за природные ресурсы. К ним относятся различные налоги и платежи за выбросы атмосферу, сбросы загрязняющих веществ воду, размещение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду. Основная масса отходов стадии производства глинозема красный белый шлам. Глиноземное производство является источником выбросов пыли, оксидов азота, углерода, щелочи. В октябреноябре 2008 года Росприроднадзор завершил внеплановую комплексную проверку по соблюдению законодательства сфере природопользования и охраны окружающей среды на Красноярском алюминиевом заводе. На глиноземных предприятиях проводится внедрение метода высокотемпературного выщелачивания бокситов с повышением энергетической эффективности процесса до. Все виды природных ресурсов должны пройти инвентаризацию, бонитировку, кадастровую оценку и войти состав фонда региональной собственности.

При этом ценность ресурсов рассматривается с различных точек зрения экономической, социальной, экологической, национальнорегиональной, политической. Формирование механизма оценки экономической доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда на примере Красноярского края Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Сибирский государственный технологический университет. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи. Нормативы цены земли применяют ся при бесплатной передаче земли собственность, при уста новлении общей собственности на землю, при передаче земли по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Конкретный ее размер определяется городскими, районными ор ганами самоуправления. Вовторых, установленная плата взимается бесспорном по рядке за счет прибыли или себестоимости предприятиязагряз нителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Базовые нормативы представлены двух видах за вы бросы, сбросы, размещение отходов пределах установленных нормативов сверх установленных нормативов, но пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов. Эти экологиче ские фонды являются юридическими лицами и действуют са мостоятельно пределах утвержденных смет, имеют самосто ятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидиро вание проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, рав ные разности между амортизационными отчислениями, приня тыми системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации. Например, при невыполнении страхо вателем предупредительных мер по требованию страховщика при небрежности страхователя выполнении своих обязанно стей после наступления страхового события. Менеджмент на стыке экономики и экологии Менеджмент России и за рубежом. Электростанции, которым требуется большее число разрешений, чем предоставленное властями, могут купить их у тех, которым удалось снизить свои выбросы по сравнению с первоначально вмененными например, перейдя на сжигание угля с низким содержанием серы. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, осуществлении которых участвует Российская Федерация далее целевые программы, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научноисследовательских, опытноконструкторских, производственных, социальноэкономических, организационнохозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. В перспективе же создаваемые страховые компании позволят решить ряд экономических задач компенсировать убытки, образующиеся у застрахованного предприятия и третьих лиц результате загрязнения окружающей среды экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании при уменьшении затрат самого страхователя повысить эффективность использования денежных средств, концентрируемых страховых фондах Экологическая экспертиза является процедурой установления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними экспертизы. В России федеральные целевые экологические программы необходимы для решения следующих проблем — выполнение международных обязательств охрана озонового слоя, парниковые газы, сохранение биоразнообразия — охрана особо ценных природных объектов озеро Байкал, речные системы, бассейны морей В качестве примера целевых федеральных экономических программ, существовавших ранее и существующих настоящее время, можно назвать программы по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий, обеспечению населения питьевой водой, возрождения Волги, обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, обращению с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, экологическому образованию населения.

Основные структурные элементы экономического механизма природопользования. Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным из утвержденных ставок. В нормативноправовых и инструктивнометодических документах используются также термины экологический ущерб, экономический ущерб от загрязнения, вред, причиненный здоровью и имуществу людей. Ущерб может возникнуть от прямого разрушения уничтожения элементов природной среды, ее загрязнения выбросами, стоками, отходами, физическими излучениями, от истощения природных комплексов, неиспользования или нерационального использования природных ресурсов, вторжения природные процессы, от нарушения экологических связей среде обитания. Мероприятия относятся к природоохранным по следующим показателям повышение экологичности выпускаемой продукции сокращение потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции и осуществления хозяйственной деятельности уменьшение загрязнения природных комплексов выбросами, стоками, отходами, физическими излучениями снижение концентрации вредных веществ выбросах, стоках, отходах.

Социальные результаты природоохранных мероприятий выражаются сокращении заболеваемости людей, увеличение продолжительности их жизни, благоприятных условиях жизнедеятельности настоящего и будущих поколений, сохранении памятников природы и исторических ценностей. Показатель снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование среде природопользования должно быть направлено прежде всего на устранение причин загрязнения окружающей среды, а не на ликвидацию их последствий. Конкретный уровень таких расходов устанавливаются с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала и возможности государства. В законе Об охране окружающей среды статья 15 отмечается, что, целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы области экологического развития Российской Федерации и целевые программы области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Экономический механизм природопользования секторах комплексах должен формироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе. Если концепция развития агропромышленного комплекса базируется на постулате о дефиците сельскохозяйственной продукции, то тем самым экономический механизм природопользования должен быть достаточно мягким и не препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов сельскохозяйственный оборот, дополнительному использованию химических средств производства.

Помимо экологических стандартов нормативов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов мер административного воздействия на виновников загрязнения запреты ограничения лицензии. Данный тип экономического механизма направлен главным образом на ликвидацию негативных экологических последствий, слабо влияя при этом на темпы и масштабы развития. Природные ресурсы земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы являются непроизведенными материальными активами, В этом качестве они наряду с нефинансовыми произведенными активами основные и оборотные фонды, ценности, а также нематериальными патенты, авторские права и и финансовыми активами входят объем национального богатства страны. В практике отечественной государственной статистики они учитываются натуральном выражении. Указанный принцип является основным при планировании производственной деятельности, так как он обеспечивает интеграцию интересов хозяйствующих субъектов и общества целом. Возмещение вреда ущерба, причиненного природным ресурсам и окружающей среде.

При этом одна из существенных особенностей разработки прогноза природопользования состоит том, что объектами прогнозирования являются не только социальноэкономические процессы, но и природные явления, обусловленные техногенными факторами. Вместе с тем, фактически деятельность по планированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды значительно шире как смысловом, так и процедурном отношении, чем разработка соответствующих разделов для прогноза социальноэкономического развития, и имеет несколько весьма разнородных, но взаимосвязанных направлений. При этом все программы финансировались неудовлетворительно и не решили основных задач. В связи с этим следует отметить, что течение почти десяти лет качестве независимых источников финансирования природоохранной деятельности выступали внебюджетные экологические фонды, но сейчас их роль практически утрачена, поскольку система внебюджетных фондов, созданная начале 90х годов, стала противоречить нормам нового бюджетного законодательства и подверглась глубокой трансформации, изменившей саму сущность этих институтов для аккумулирования экологических платежей и целевого расходования средств на природоохранные мероприятия. По существу средства таких фондов могут формироваться той мере, какой они будут выделены из бюджета субъекта Федерации, вне зависимости от суммы собранных экологических платежей, и выполнять ограниченные функции, например, финансового сопровождения экологических программ, предусмотренных бюджете, и учета израсходованных средств на эти цели.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности принципиальное значение имеют разработка и целенаправленное внедрение экономического механизма воздействия на создание, который должен сделать условия для увеличения конкретной вещественной заинтригованности трудовых обществ компаний обеспечении оптимального использования природных ресурсов, охраны и воспроизводства природных ресурсов. К примеру, учет того, что планируемые для изъятия земляные ресурсы могут употребляться сельском хозяйстве и давать продукцию, состоянии сделать целесообразным изменение вкладывательных проектов сторону удорожания самого объекта строительства за счет его предельной концентрации, дополнительных расходов на вербование неловких земель. В многие млрд баксов можно оценить каждогодние утраты нефти, леса, разных нужных ископаемых деградировавшей земли. Рыночная оценка нефти, газа, леса и других природных ресурсов, ее конфигурации позволяют регулировать эффективность их использования. Тем обычный рынок позволяет более либо наименее удовлетворительно оценить только одну функцию среды обеспечение природными ресурсами, а две другие важные экосистемные функции жизнеобеспечения ассимиляция отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами не находят собственного адекватного отражения рыночной системе. В теории выделяется также дифференциальная рента, получаемая благодаря различному качеству природных ресурсов.

Разница получаемых результатах при различном качестве природных благ составляет базу и определяет величину дифференциальной ренты. К примеру, другие цены охраняемых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивиды либо общество изза консервации территорий. Многообещающей исходя из убеждений комплексности подхода к оценке природы и учета не только лишь ее прямых ресурсных функций, да и ассимиляционных функций, природных услуг, является концепция общей экономической ценности. Конкретно таковой тип механизма природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Примером такового механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития био сельского хозяйства.

Меж тем учет реалий развития агропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм еще более жестким, подавляющим. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и оптимальному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты санкции за выполнение либо не выполнение плановых целей, также выделение ресурсов зависимо от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Принцип соблюдения баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями это принцип соблюдения баланса между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов утверждены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы, которые могут быть приняты для расчетов платы решением местных органов исполнительной власти. Для Поволжского экономического района они приняты равными 1, 9 для атмосферного воздуха и 1, 9 для почвы. Необходима поддержка экологического предпринимательства и создание рынка экологических услуг. Нарушение правил транспортировки, хранеия и применения средств защиты растений, стимулов их роста, минеральных удобрений. Всех производственных, складских, административных и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Руководитель обьекта с массовым пребыванием людей 50 человек и более обязан разработать дополнительно инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже 1 раза полугодие должны проводиться тренировки. Требования пожарной бесопасности к территориям, зданиям, сооружениям, помещениям.

В зданиях с массовыми пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. При поиске и спасения пострадавших соблюдайте меры безопасности, обращайте особое внимание на состояние перекрытий, трещины стенах, перегородках. При защите работы уметь ответить на любой вопрос преподавателя по изученному материалу. Часть имущества может быть перенесена на верхние этажи, чердаки, верхние ярусы сооружений. Это делается при необходимости получения медицинской помощи, израсходования продуктов питания, угрозе ухудшения обстановки и отсутствии перспективы получении помощи сос тороны. Считается, что при температуре воды 10оС обычной промокшей одежде человек, умеющий плавать, способен проплыть. При наводнениях правила поведения аналогичны тем, которые рекомендованы случае гидродинамической аварии.

Войдя помещение, снять и поместить верхнюю одежду и обувь пластиковый пакет или пленку, закрыть окна и двери, отключить вентиляцию, включить телевизор, радиоприемник. Промывать при приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды. Зная это изменение, можно регламентировать время работы персонала, оценить качество защитных материалов или оценить, как быстро получит ту или иную заданную дозу тот или иной обьект излучения. Включить вилку блока питания электроразетку сети с напряжением. Установить переключатель диапазона верхнее положение верхняя шкала прибора.

Какие существуют дозы для количественной оценки действия ионизирующих излучений?. Что такое естественный радиоактивный фон и каковы его уровни на территории. Для работы нужны 3 батарейки 131 руб Раздел Металлические брелоки Забавная пачка денег 100 долларов. Планирование мерроприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется составе программ, пргнозов социальноэкономического развития на основе государственной эколгической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Лицензия разрешение на комплексное природопользование выдается природопользователю с указанием видов, обьемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологических требований и последствий несоблюдения этих требований. Плата за природные ресурсы земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы взимается за право пользования пределах установленных лимитов за сверхлимитное и нерациональное использование за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется правительством. Согласно Закону О налоге за пользование природными ресурсами экологическом налоге, за выбросы сбросы загрязняющих веществ окружающую среду сверх установленных лимитов налог взимается кратном от базовой ставки размере. Рассматривая содержание рентных отношений, следует различать понятия экономическая и дифференциальная рента. Отсюда субстанциональной основой рентных отношений выступают не столько отношения по эксплуатации природного ресурса, сколько отношения по сохранению экологического равновесия и воспроизводству природных комплексов.

Эти потребности взаимозаменяемы по критерию максимизации прибыли выбирается тот вариант, который отвечает требованию данного критерия. Но когда возникает необходимость удовлетворении совершенно нового класса потребностей экологических, речь уже должна идти относительно выбора не о выгодности альтернативы, а о необходимости и экономической целесообразности удовлетворения качественно новой потребности. В этой связи ценность экологического блага определяется потерей наиболее выгодной экономической альтернативы. В качестве потери наиболее выгодной экономической альтернативы выступает экономическая дифференциальная рента, недополучение или потеря которой связаны с ограничением или вовсе прекращением эксплуатации природных комплексов ради достижения поставленных экологических целей. Кроме того, любой природный ресурс, вовлеченный хозяйственный оборот, является элементом экосистемы природного комплекса. Содержание формулы капитализированной ренты говорит о том, что при одинаковом числителе ежегодной экономической ренте, но при более низкой ставке капитализатора, экономическая ценность природного блага повышается, причем за счет денежного выражения экологической ценности. В прогнозах и планах природопользования с разной степенью детализации намечаются перспективы, направления, масштабы и темпы использования природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов моделируются возможные изменения свойств и качества этих ресурсов, объектов, комплексов и деградации естественной среды обосновывается необходимость восстановления и воспроизводства возобновляемых ресурсов, организации природного заповедания и проведения средозащитных мероприятий.

В указанных случаях фактически имеют место вынуж денные ограничения масштабов деятельности субъектов хозяйствования и предписания этим субъектам соблюдать существующие природохранные и другие стандарты. Приоритетом этой деятельности является формирование спроса и предложения на экологически чистую продукцию, экологически безопасные технические средства и технологии, природоохранное оборудование. Эти отношения частично регламентируются нормативными, основном подзаконными правовыми актами о банковской деятельности. Льготы по налогам и другим обязательным платежам области природопользования и охраны окружающей среды обычно предоставляются решениями компетентных органов индивидуальном порядке соответствии с налоговым законодательством. Компенсационные платежи за выбытие естественных богатств из хозяйственного оборота представляют собой прямые убытки и производственные потери, которые обычно имеют место при изъятии природных ресурсов или природных объектов у юридических и физических лиц для государственных или общественных нужд, например убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств при отводе земель и лесов для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных надобностей. Устанавливая соответствующие цены на природные ресурсы и объекты, включенные гражданский оборот, государство способно изыскивать необходимые средства для финансирования, воспроизводства и повышения продуктивности естественных богатств. Порядок формирования и расходования средств этих фондов определяется законодательством о бюджетном регулировании экологической сферы.

В качестве предметов экологического страхования выступают природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru