Процессы жизнедеятельности клетки 5 класс биология

Какую роль хромосомы играют клетке?. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?. Чем объясняется рост органов растения?. Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37 °С, но уже при температуре выше 40—42 °С оно прекращается. Процесс деления клеток открыл известный немецкий учёный Рудольф Вирхов.

Размножение происходит деление клетки, за которое отвечают хромосомы ядра. Цифрами укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки. Чем отличается самая молодая клетка от самой старой клетки?. В старой клетке – одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма плотно прилегает к оболочке. При делении их количество всегда удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20кратное увеличение, а объектив — 15кратное 20 15. И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие клетку из внешней среды углекислый газ, минеральные соли, вода, преобразуются органические и входят состав тела самой клетки виде белков, сахаров, жиров, масел, азотных и фосфорных соединений. Вещества, образовавшиеся при этом, во время движения цитоплазмы соединяются с другими веществами, вновь распадаются, становятся иными, обеспечивая клетку энергией, необходимой для жизни. Обмен веществ клетки происходит цитоплазме с участием всех ее компонентов.

Наблюдение за изменением интенсивности движеshy ния цитоплазмы клетках листа элодеи зависимости от условий среды, которых они находятся самостояshy тельная работа учащихся по инструкции. Еще один важный момент заключается том, что процессы жизнедеятельности, упомянутые выше, характерны для всех без исключения клеток, несмотря на очевидные различия размерах, формах и выполняемых функциях. Основные процессы жизнедеятельности клетки Обмен веществ – клетку поступают питательные вещества, а удаляются ненужные. Развитие цитологии Тема История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Сложное вещество — состоит из атомов разных элементов, это вода, оксид меди, сульфид железа, оксид ртути.

Запасающие вещества клетках — крахмал и сахара также относятся к углеводам. Нуклеиновые кислоты играют ведущую роль сохранении наследственной информации и передаче её потомкам. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы Учащиеся разделяются на группы, раздача дидактического материала и инструктивных карт. Р принимать решение проблемной ситуации на основе переговоров адекватно самостоятельно К научится учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и аргументировать его Использование речевых средств для решения различных задач. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Обучающая изучить процессы жизнедеятельности клетки дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение дать понятие о делении клетки как процессе размножения увеличения числа клеток, образовании новых клеток только от клетки рассмотреть деление клеток, как процесс обеспечивающий передачу наследственного материала дочерним клеткам дать понятие о взаимосвязанной работе частей клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной системы. Посмотрите вокруг, что и кто нас окружает дети отвечают, называя живые и неживые объекты, учитель записывает ответы на доске.

Итак, мы выяснили, что растения и животные – это живая природа, а вы знаете, что растения и животные состоят их клеток. Какой вывод о клетке мы можем сделать?. А по каким признакам живое отличается от неживого?. Итак, все готовы к экскурсии, еще раз смотрим на план и вызываем экскурсовода из первой группы. А сейчас посмотрите внимательно на свои записи и рисунки путевых блокнотах и приготовьтесь отвечать на вопросы местных жителей. Для размножения передачи генетического материала служит 1 вакуоль 2 цитоплазма 3 ядро 4 клеточная стенка. Учащиеся отвечают по следующей схеме. Он посадил небольшую иву кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее течение нескольких. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 67 классов. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о питании клетки. Энергия необходима каждой клетке, чтобы осуществлять многочисленные реакции превращения веществ и образования тех продуктов, которые клетка использует для построения органоидов, деления, накопления питательных веществ. Поэтому значительная часть веществ, получаемых клеткой извне, используется не для получения энергии, а для построения и восстановления частей клетки. Для чего оно используется клеткой?. В митохондриях кислород вступает сложную реакцию с различными питательными веществами – белками, углеводами, жирами.

Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их вещества своего тела. Обмен веществ главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток. Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки клетку, из одной части организма другую. Для многих веществ, растворенных воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Ответьте на вопросы 9 В чем отличие понятий рост и развитие?.

Рост и развитие клеток. Характерная особенность роста клеток растения существование растяжения, которого нет у животных. Внешне этот процесс выражается увеличении объема клетки, обусловленном необратимым ростом клеточной стенки. Процессы роста и развития растения взаимосвязаны, друг от друга зависят. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о делении клетки. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов.

Ядро увеличивается, хромосомы тельца цилиндрической формы становятся хорошо заметны. В результате митоза образуются 2 новые клетки, которых количество хромосом такое же, как материнской. В результате мейоза образуются клетки, которых хромосом два раза меньше, чем материнской. Видоизмененный яйцеклад у некоторых насекомых, выполняющий функции защиты и нападения. Почему утки и дтугие водоплавающие птицы часто ныряют проруби пруда зоопарка самые сильные морозы?.

Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом?. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Это обеспечивает перенос веществ, доставку нужных определенном месте и отвод ненужных. В процессе дыхания протекает химическая реакция, результате которой с помощью кислорода разлагается сложное органическое вещество и получается энергия, более простые вещества и углекислый. Деление клетки представляет собой сложный процесс, состоящий из последовательных этапов. После этого делится уже цитоплазма, органоиды клетки распределяются примерно поровну, некоторые образуются заново дочерней клетке. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом особо сложном положении от них требуется видение всей биологии, включающие себя разнообразные области. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю изобразить это действие. Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы. Скорость деления клеток разная, примеры, а принцип деления один Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов.

Записываем самостоятельно тетради Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Сказка о житие – бытие растительной клетки Загляните на часок В нашу клеткутеремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Программа разработана полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса Основы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Отличительные признаки живых организмов Особенности химического состава живых организмов органические и неорганические вещества их роль организме. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Besson Дом свидание с планетой Home Слайды Млекопитающие, Птицы, Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, Человек и его здоровье Стенды Растения Животные Биология твоей профессии Край мой волжский Планируемые результаты изучения курса Биология 5 класс Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебнопознавательных и учебнопрактических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Международный государственный экологический университет имени. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются •социализация обучаемых — вхождение мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых процессе знакомства с миром живой природы •приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных научных ценностей, накопленных обществом сфере биологической науки.

Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о росте и развитии клетки, учащиеся делают записи и зарисовки тетрадях. Комплекс Гольджи – система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Надо определить, к какому типу можно отнести расположение листьев на стебле супротивное листья расположены друг против друга, очередное по спирали, мутовчатое листья вырастают из одного узла При любом расположении листья не затеняют друг друга, получают много света, а значит, и энергии, необходимой для фотосинтеза. Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов одного рода, сравнить их, выявить различия по морфологическому критерию. Сущность мейоза – образование из клеток с диплоидным набором хромосом половых клеток с гаплоидным набором хромосом. Узкая норма реакции – небольшие изменения признаков, например, жирности молока, окраски шерсти.

Возникновение наследственных изменений, их распространение и накопление рецессивном состоянии популяции благодаря размножению особей. Личностноориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека окружающей среде. Мотивировать обучение, развивать интерес к исследовательской деятельности. К интегрированным биологическим наукам можно отнести радиобиологию, биофизику. Поэтому при их отсутствии нарушаются основные процессы жизнедеятельности. Размножение – это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента ее образования до конца жизни.

Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется легкой форме. У кошек гены рыжего и черного цвета аллельны и локализованы Х=хромосоме. Выберите три правильных ответа из шести предложенных Биологическое значение мейоза заключается 1 предотвращении удвоения числа хромосом новом поколении 2 образовании мужских и женских гамет 4 создании возможностей возникновения новых генных комбинаций. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белянка капустная классификации Животных, начиная с наименьшей категории. Для существования жизни на Земле необходимо большое количество химических элементов.

Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которая называется 4 Биосферой. Запишите основные положения теории Чарлза Дарвина, исходя из современных научных знаний. Дарвин утверждал, что приспособления организмов – это результат действия 2 Естественного отбора. Как вы думаете, какая проблема является наиболее сложной вопросе о возникновении жизни?. Преобразование плавников конечности, плавательных пузырей легкие, трехкамерное сердце, выход на сушу первых позвоночных стегоцефалов – распространение насекомых, паукообразных, кистеперых рыб и стегоцефалов. Четырехкамерное сердце и полное разделение кровотока, шерстный покров, матка и внутриутробное развитие, конечности под туловищем, наружное ухо, потовые железы, дифференцированные зубы, диафрагма, выкармливание детенышей молоком у рыб хрящевой скелет заменяется костным – появляются черепахи, крокодилы. Задания части А Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

Какие процессы жизнедеятельности вам известны?. Основные цели биологического образования основной школе формулируются на нескольких уровнях глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Курс биологии наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей ndash ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются а простыми сложными органическими неорганическими. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих зависимости от существующих регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные каково строение основных систем органов человека чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить простейшие микропрепараты Различать на таблицах и микропрепаратах существенные части и органоиды клетки Различать на таблицах и моделях органы цветковых растений и системы органов животных Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности растительных и животных организмов, делать выводы на основе сравнения Приводить доказательства сходства человека с животными, объяснять сущность биологической и социальной природы человека Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученных на уроках биологии 5 и 6 классах. Строение органов рассматривается тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями. Последовательность изучения систематических групп отражает последовательность эволюционных преобразований. Какие приборы используют для изучения клеток чем световой микроскоп отличается от электронного какие вещества входят состав клетки и каково их значение какие типы тканей формируют организм растения. Какие особенности характерны для животных класса Пресмыкающиеся как устроены системы органов этих животных чем организация их строения сложнее, чем у земноводных какие особенности позволяют им менее зависеть от воды и заселять засушливые территории как происходит размножение и развитие рептилий как появились рептилии, от кого произошли какое значение имеют пресмыкающиеся природе и жизни человека.

Какие особенности характерны для животных класса Млекопитающие как устроены системы органов этих животных чем организация их строения сложнее, чем у пресмыкающихся и птиц какие особенности позволяют им заселять территории, независимо от климатических условий как происходит размножение и развитие зверей от кого произошли млекопитающие какое значение имеют звери природе и жизни человека. У учащихся формируется представление о правилах оказания первой помощи при повреждениях кожи ожги, обморожения, раны, а также при тепловых и солнечных ударах. Особое внимание уделяется изучению инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Какое строение имеют органы кровеносной и лимфатической систем человека, чем их значение какие функции они выполняют как устроено сердце человека, чем причина его неутомимости что такое автоматия сердечной мышцы какие заболевания развиваются при нарушениях работе сердечнососудистой и лимфатической систем как правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений. Темновая фаза фотосинтеза – ряд последовательных реакций синтеза углеводов восстановление углекислого газа водородом, который образовался световую фазу при расщеплении молекул воды. Дарвин о месте человека системе органического мира как о наиболее высокоорганизованном звене эволюции, об общих далеких предках человека и человекообразных обезьян. Число, форма и размеры хромосом, набор хромосом – генетический критерий вида. Жизненный цикл клетки интерфаза период подготовкиклетки к делению и митоз деление. Социальные факторы – основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Второе деление мейоза – отсутствие интерфазы перед деле нием, расхождение дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом Резу льтаты мейоза образование семенниках или других органах из одной первичной половой клетки четырех сперматозоидов, яични ках из одной первичной половой клетки одной яйцеклетки три мелкие клетки при этом погибают. Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян фасоли или листьев и расположить их порядке увеличения размеров, массы. Гибридологический метод изучения наследственности Его сущность скрещивание родитель ских форм, различающихся по определенным признакам, изучение наследования признаков ряду поколений и их точный количественный учет. Хвойный лес – биогеоценоз, который занимает длительное время определенную территорию с относительно однородными условиями, нем обитает совокупность популяций разных видов, происходит круговорот веществ. Ярусное расположение растений и животных – приспособление к более полному использованию света, питательных веществ, территории. Смена биогеоценозов – их естественное развитие от менее устойчивого к более устойчивому. Все живое население водоема – биотические факторы, жизнедеятельность одних организмов оказывает существенное влияние на другие, на биогеоценоз, круговорот веществ. Цель изучения наследственности человека – выявление генетических основ заболеваний, поведения, способностей, таланта. Все животные делятся по этому признаку на холоднокровных и теплокровных. Искусственный отбор – основной метод селекции, которая занимается выведением новых сортов растений и пород животных.

Работать паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания Коммуникативные определение целей и способов взаимодействия со сверстниками поиске и сборе информации Объяснять сущность понятия пищевая цепь. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги охране природы и размеры материков Земли по карте, приведённой учебнике. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Растения — производители органических веществ животные — потребители органических веществ грибы, бактерии — разлагатели. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её Взаимосвязь процессов, происходящих живой и неживой природе. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является.

Выполните лабораторную работу laquo Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупыraquo. В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Укажите черты сходства и различия строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу. Споры бактерий служат для выживания тяжелых условиях среды, а споры грибов ndash для размножения. Сформулируйте приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Зарисуйте полученные образцы при изучении их невооружённым глазом и под микроскопом. Используя дополнительную литературу и интернетресурсы, составьте план сообщения о какомлибо позвоночном животном. Таким образом, каждая полинуклеотидная цепь выполняет роль матрицы для новой комплиментарной цепи.

Вредное влияние алко голя, наркотиков, курения на раз витие зародыша, на подростка и взрослого человека Микроэволюция эволюционные процессы, протекающие внутри вида и приводящие новых, внутривидовых группировок популяций и подвидов. Можно выделить несколько путей эволюции — арогенез ароморфоз или морфофизиологический прогресс аллогенез идиоадаптацию катогенез катоморфоз или дегенерацию Арогенез — такой путь эволюции, который характеризуется повышением организации, развитием приспособлений широкого значения, расширением среды обитания данной группы организмов. Все многообразие любой крупной систематической группы является результатом аллогенеза. Автотрофные организмы прямо используют солнечную энергию процессе фотосинтеза зеленые растения, гетеротрофные используют энергию, которая выделяется при распаде органических веществ. Приспособленность – соответствие строения клеток, тканей, органов, систем органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания. Примеры наличие крист митохондриях – приспособление к расположению на них большого числа ферментов, участвующих окислении органических веществ удлиненная форма сосудов, их прочные стенки – приспособленность к передвижению по ним воды с растворенными ней минеральными веществами растении. Влияние деятельности человека на круговорот веществ химической промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Отсутствие биосфере механизмов, способных восстановить равновесие, нарушаемое деятельностью человека.

По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли природе и жизни человека. Основной формой организации учебного процесса является классноурочная система. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие группе определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом. Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы. Клетка питается, обладает раздражимостью, дышит, выделяет ненужные ей вещества, размножается Одно из важных проявлений жизнедеятельности клетки ndash движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются вакуоли вещества, выработанные клеткой ненужные ей, и запасные вещества ndash на хранение. Основная цель прикладных исследований ndash обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний различных отраслях.

Фундаментальные исследования позволяют познавать законы, управляющие природой. Белки и нуклеиновые кислоты вне организма ndash это лишь химические соединения. Роль современной клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира. Вода ndash одно из самых распространенных неорганических веществ природе, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атом кислорода. Буферные системы поддерживают определенное значение рН показатель кислотности среды биологических жидкостях. Денатурация белка ndash это утрата белком своей природной структуры.

Нуклеотид представляет собой соединение из трех компонентов остатка фосфорной кислоты, пятиуглеродного сахара рибозы, и одного из азотистых соединений аденин, гуанин, цитозин, тимин или урацил. Эукариоты ndash организмы, клетки которых содержат одно ли несколько ядер. Пример кровеносная система связана с дыхательной, сердце обеспечивает ток крови, кровь насыщает кислородом органы и ткани после вдоха. Ассимиляция и диссимиляция ndash составные части единого целого, процесса метаболизма. Рассмотрите представленный на рисунке митотический цикл соматической клетки человека и заполните таблицу. В ее результате происходит накопление энергии для митоза, синтез белков микротрубочек для веретена деления.

При половом размножении происходит увеличение генетического разнообразия вида. Какие способы полового размножения вам известны?. Более развитые животные живут долго во взрослом состоянии, чтобы не только оставить потомство, но и передать свой жизненный опыт молодому поколению. Репродуктивное здоровье ndash состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и или процессов ней, а также способность к воспроизведению. Норма реакции ndash способность генотипа формировать онтогенезе, зависимости от условий среды, разные фенотипы.

Что понимают под мутагенными факторами?. Наследованием, сцепленное с полом ndash это наследование признаков, гены которых расположены половых хромосомах. От брака мужчины с несвободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке и женщины, имеющей свободную мочку уха и гладкий подбородок, родился сын с гладким подбородком и несвободной мочкой. Порода ndash популяция животных, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определенным генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Что является следствием естественного отбора?. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Видообразование ndash процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.

Аллопатрическое видообразование вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей. У растений ndash приспособления к перекрестному опылению цветка насекомыми или ветром, приспособления к рассеиванию семян. У растенийпаразитов повилика ndash отсутствие вегетативных органов лист, вместо корней ndash присоски. В конце XVIII века Антуан Жюссье ввел категорию семейства, а начале XIX века. Таким образом, все разнообразие живой природы можно объяснить происхождением от общих предков на основе борьбы за существование. Каковы современные взгляды ученых на происхождение жизни?. Какие существуют гипотезы происхождения эукариот?. В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства пользу этой концепции были представлены.

Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а процессе воспитания и обучения. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды. Какие гипотезы расогенеза вам известны?. Ученые признают общность происхождения, социальнопсихического развития, единый уровень умственного развития. Что понимают под адаптацией организмов к условиям окружающей среды?. Факторы, сдерживающие развитие организмов изза избытка или их недостатка по сравнению с потребностями. Конкуренция ndash это тип взаимоотношений между организмами одного и того же или разных видов, ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.

Соблюдение принципов равномерности и непрерывности размещении зеленых насаждений. Это соотношение различных групп организмов, различающихся по систематическому положению, по роли, которую они играют процессах переноса энергии и вещества, по месту, занимаемому пространстве, пищевой, или трофической сети, либо по иному признаку, существенному для понимания закономерностей функционирования естественных экосистем. В чем заключается сущность круговорота веществ экосистеме?. Что понимают под экологическими пирамидами?. Биосфера ndash это оболочка Земли, где существует или когдалибо существовала жизнь, и которая подвергается или подвергалась воздействию живых организмов. Что понимают под экологическим сознанием, и какое значение оно имеет для развития современного человеческого общества?. Среди перечисленных примеров ароморфозом является 3 появление цветка и покрытосеменных растений. С какой целью при пересадке рассады проводят пикировку прищипывают кончик корня?.

Укажите не менее трёх причин. Во многих населённых пунктах принято собирать кучу и сжигать на месте опавшие листья. Опишите, чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физикохимических и физиологических свойств. Он утверждал, что искусственная система может работать только до тех пор, пока не найдена естественная. Он заложил основы естественной системы классификации, которая была тщательно отработана им и обоснована научными фактами. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется движущий отбор. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.

Осы нападают на жуков, богомолов, сверчков и откладывают прямо них яйца. Личинки некоторых земноводных развиваются очень быстро и сжатые сроки совершают метаморфоз. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Ее биологическое значение – предотвращается обмен генами между видами, что комплексе дает природных условиях генетическую изоляцию между видами, то есть вид является реально существующей обособленной единицей органического мира. Стрелками нужно показать, что особи со временем будут отдаляться от области преграды, что спустя время ходе эволюции образует 2 новых вида. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для действия естественного отбора.

Также, например, если живые организмы вернутся вновь водную среду, они не станут рыбами китообразные это млекопитающие, хоть и живут воде. Приведите краткий список ранних и поздних продуктов, образующихся атмосфере и первичном океане абиогенным путем. Половой процесс – процесс слияния двух гаплоидных половых клеток гамет, приводящий к образованию диплоидной зиготы. Дайте краткую морфофизиологическую характеристику первых наземных растений. Псилофиты занимали промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Псилофиты существовали только во влажном климате и дали начало более приспособленным наземным растениям. Тело наземных растений разделилось на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась сосудистая система. Предками первых наземных позвоночных были кистеперые рыбы. Охарактеризуйте геологические и связанные с ними климатические изменения на Земле конце мезозойской.

Изменения фауны морях вымерли многие беспозвоночные и амфибии, на суше – травоядные и хищные динозавры. Климат был практически таким, как современном умереннохолодном поясе. Из всех химических и физических свойств воды наибольшее значение для понимания ее биологической роли имеют полярность молекулы и способность их соединяться между собой при помощи водородных связей. Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения различной формы складчатой, спиралевидной, шарообразной, мономером которых служат 20 аминокислот, чередующихся различных комбинациях. При поступлении организм чужеродных белков или микроорганизмов, лейкоцитах образуются особые белки – антитела, которые связывают и обезвреживают данные антигены. Дайте определение липидов, основанное на их наиболее общих физикохимических свойствах. Единицей генетического кода является триплет, представляющий собой комбинацию из трех нуклеотидов. В генетическом коде насчитывается 64 разных триплета, а аминокислот известно порядка 20 видов. Биологическое значение – это повышает надежность передачи генетической информации.

Установите соответствие между двумя вариантами процессами брожения и их характеристиками. Ответьте, как называется процесс биосинтеза органических соединений из неорганических, идущий за счет световой энергии. Какая биологическая структура представлена на нем?. Приведите краткую характеристику ядерного сока нуклеоплазмы по следующим признакам Физикохимическое состояние бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра. Шлейден доказал, что любой растительной клетке есть ядро и заложил основы теории клетки, Шванн сформулировал теорию 1839 году, а Вирхов дополнил теорию тем, что доказал клетка развивается от клетки, а вне ее нет жизни. В процессе размножения обычно участвуют две особи противоположного пола. Мужские половые клетки называются сперматозоиды, а процесс их образования – сперматогенез женские половые клетки называются яйцеклетки, а процесс их образования – овогенез. Конъюгация – процесс точного и тесного сближения гомологичных хромосом при мейозе. Функции доставка яйцеклетку генетической информации и стимуляция ее развития оплодотворение. Охарактеризуйте особенности дробления яйцеклетки птиц по сравнению с яйцеклетками ланцетника и лягушки.

Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями эмбриона называется дифференцировка. Гомология зародышевых листков подавляющего большинства животных – одно из доказательств единства животного мира. Гены, находящиеся одних и тех же участках локусах гомологичных хромосом и контролирующие развитие одного признака, носят название аллелей. Раскройте сущность гибридологического метода и отметьте, какие условия необходимо соблюсти, чтобы научные данные, полученные при помощи данного метода, были объективными и достоверными. Раскройте содержание тезиса Закономерности наследования признаков носят среднестатистический характер. То есть применяемый метод должен быть такой, какой бы подошел всем и учитывал бы особенность каждого как среднее арифметическое число ряда чисел.

Второй закон Менделя закон расщепления — при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление определенном числовом отношении по фенотипу 3 1, по генотипу. Назовите факты, полученные при дальнейшем изучении генетики душистого горошка и организмов других видов, которые не подчинялись третьему закону Менделя и подвели исследователей к идее сцепленного наследования признаков. В 50% случаев, из них 25% — родится мальчик здоровый, 25% — девочка – носитель гемофилии. Чем больше генотипе доминантных генов, обусловливающих какойлибо признак, тем ярче этот признак выражается. Генотипическая среда – это зависимость действия одних генов от влияния на них других генов. В сельском хозяйстве для повышения продуктивности растений и животных путем не только внедрения новых пород и сортов, но и максимального использования уже существующих пород и сортов. Селекция – это наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Укажите, при каком виде гибридизации наблюдается резкое повышение жизнеспособности и мощное развитие организмов. При гетерозисе происходит переход многих генов гетерозиготное состояние, и взаимодействуют благоприятные доминантные гены.

Основоположник учения о биосфере – выдающийся русский ученый и философ. Развитие нашей планеты как космического тела и протекающие ее недрах химические преобразования. Вода выпадает виде осадков на поверхность земли, разрушает горные породы, что делает их доступными для микроорганизмов, размывает верхний слой и уходит вместе с растворенными органическими и неорганическими веществами моря и океаны. Система, представляющая собой устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы, называется биогеоценоз. Насекомые зрительно различают ультрафиолетовые лучи и пользуются этим при ориентации на местности. У растений мощная корневая система, повышенное осмотическое давление, способствующее удержанию воды тканях, утолщена кутикула листа, уменьшена или превращена колючки листовая пластинка, иногда листья утрачены. Мороз – 10 °С погубит гусениц, но не принесет вреда яйцам и взрослым особям. Устойчивость же самого круговорота обеспечивается несколькими механизмами • достаточность жизненного пространства, которое обеспечивает один организм всеми необходимыми ему ресурсами.

Паразитизм – это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм паразит использует другого хозяина как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая. Если два вида со сходными требованиями к среде питанию, поведению, местам размножения и вступают конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть либо изменить свой образ жизни и занять новую экологическую нишу. Объясните, почему иногда уничтожение или, наоборот, искусственное внедрение одного вида приводит к существенным изменениям всего сообщества организмов. Фактор эволюции биосферы, связанный с деятельностью человека, называется антропогенный. Охарактеризуйте экономическую основу жизни человека палеолите и неолите. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?. С его помощью можно разобраться самых сложных темах по различным предметам, а можно просто освободить себе больше времени для других занятий.

Вы имеете полное право подготовиться к предстоящему экзамену, который пройдет июнемесяце, дабы выполнить все там именно так, как того хотел бы ваш учитель. Такое построение программы сохраняет лучшие традиции подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения соответствии с возрастом учащихshy ся. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Ценностные ориентации, формируемые курсе биологии сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии эстетическоshy го отношения к объектам живой природы. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Аналиshy зируют признаки живого клеточное строение, питание, дыхание, обмен веshy ществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым учебниshy ке изображением Муляжи плодовых тел грибовпаразитов, натуральные объекты трутовика, ржавчины, головни, спорыньи. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микshy ропрепараты, отличать съедобные гриshy бы от ядовитых, оказывать первую поshy мощь при отравлении ядовитыми гриshy бами Работают с учебником, рабочей тетshy радью и дидактическими материалаshy ми. Готовят сообshy щение laquo Многообразие грибов и их знаshy чение природе и жизни человекаraquo на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы Общая характеристика растительного царства. Находят инфорshy мацию о растениях научнопопулярной литературе, биологических словаshy рях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной форshy мы другую Клетки, ткани и органы растений.

Половое и бесполое вегетативное размножение покрытосеменных растений. Определяют понятия laquo однодольные растенияraquo, laquo двудольные растенияraquo, laquo семядоляraquo, laquo эндоспермraquo, laquo зародышraquo, laquo семенная кожураraquo, laquo семяножкаraquo, laquo микропилеraquo. Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораshy торных работ. Выполняют лабоshy раторную работу и обсуждают её реshy зультаты Строение цветка. Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Выполняют лабораторную работу. Меры охраны природной среды Выделять существенные признаки биологических процессов. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды и углекислого газа. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Выделяют существенные признаки дыхания.

Класс Насекомые многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение биологические и экологические особенности знаshy чение природе и жизни человека. Класс Земноводные многообразие среда обитания, образ жизни и поведение биологические и экологические осоshy бенности значение природе и жизни человека исчезаюshy щие, редкие и охраняемые виды. Раскрывают значение кишечнополостных природе и жизни человека Плоские черви. Значение природе и жизни челоshy века Определяют понятия laquo первичная полость телаraquo, laquo пищеварительная системаraquo, laquo выделительная системаraquo, laquo половая системаraquo, laquo мускулатураraquo, laquo анальное отверстиеraquo, laquo разнополостьraquo. Оформshy ляют отчёт, включающий описание наshy блюдения, его результаты и выводы. Готоshy вят презентацию изучаемого материshy ала с помощью компьютерных техноshy логий Стрекозы. Обshy основывают необходимость испольshy зования полученных знаний повсеshy дневной жизни Класс Ланцетники. Иллюстриshy руют примерами значение изучаемых животных природе и жизни человека Грызуны.

Различают на животных объектах разshy ные виды покровов и выявляют осоshy бенности их строения. Устанавливают взаshy имосвязь строения опорнодвигатель ных систем и способов передвижения животных. Выявляют приshy знаки сходства и различия строении и механизмах функционирования оргаshy нов и их систем у животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Оценивание уровshy ня подготовки учащихся по изучаемым вопросам Определяют понятия, формируемые ходе изучения темы. Различают на живых объshy ектах разные стадии метаморфоза у животных. Анаshy лизируют условия их содержания Определяют понятия laquo мониторингraquo, laquo биосферный заповедникraquo. Определяют признаshy ки охраняемых территорий Повторение материала о воздействии человека на животных, об одомашниshy вании, о достижениях селекции. Строshy ение нервной системы спинной и головной мозг mdash центshy ральная нервная система, нервы и нервные узлы mdash перифеshy рическая. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человеshy ка. Делают выводы на основе полученных резульshy татов Кости черепа лобная, теменные, виshy сочные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Приводят примеshy ры биологических систем разного уровshy ня организации. Приводят примеры денатурации белков Функции белков строительная, двигаshy тельная, транспортная, защитная, реshy гуляторная, сигнальная, энергетичеshy ская, каталитическая Нуклеиновые кислоты. Приводят примеры витаминов, входяshy щих состав организмов, и их биолоshy гической роли. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований современshy ном мире, постоянному процессу эвоshy люции научного знания.

Устанавлиshy вают причинноследственные связи между строением и функциями биоло гических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функshy ций. Голозойное питание Определяют понятия, формируемые ходе изучения темы laquo автотрофыraquo, laquo гетеротрофыraquo, laquo фототрофыraquo, laquo хеshy мотрофыraquo, laquo сапрофитыraquo, laquo паразитыraquo, laquo голозойное питаниеraquo.