Понятие система человек как биологическая система

Биосоциальные системы состоят из индивидов одного вида гомотипичные, или нескольких видов гетеротипичные Гетеротипичные многовидовые биосоциальные системы обозначаются также как ассоциации Биосоциальные системы предоставляют индивидам, входящим их состав, также защиту 51 от неблагоприятных факторов среды, включая потенциальных агрессоров, хищников, паразитов. Из внешней среды организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители полезные и вредные, которые нарушают постоянство внутренней среды Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды. Естественнонаучными основами физического воспитания является комплекс медикобиологических наук анатомия, физиология, морфология, биология, гигиена На достижениях этих наук базируется отечественная теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Жизнедеятельность человеческого организма регулируется автоматически Посредством приспособительных реакций, обеспечивающих постоянство внутренней среды гомеостаз температура тела, состав крови. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды. Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия Особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социальнобытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической трудоспособности и продления жизни. Единство организма человека с внешней средой проявляется непрекращающемся обмене веществ и энергии метаболизм Ни одна клетка организма не может осуществлять свои жизненные функции без притока питательных веществ и кислорода, без непрерывного удаления продуктов распада. Кислород поступает ткани организма с помощью дыхательной и сердечнососудистой систем, а питательные вещества углеводы, жиры, белки минеральные соли, микроэлементы, витамины и вода поступают организм с пищей.

Углеводы используются организмом преимущественно как источник энергии 1 грамм углеводов при окислении выделяет 4, 1 ккал Особенно интенсивно углеводы используются мышцами и клетками головного мозга Организм постоянно насыщен углеводами, которые виде глюкозы содержатся во всех тканях Глюкоза крови норме от 0, 08 до. Организм обладает свойством откладывать углеводы запас виде гликогена печени и мышцах Величина запаса среднем составляет 350г, у спортсменов до. Жиры как энергетический материал обычных условиях используются только сердечной мышцей 67 потребляемого сердцем кислорода расходуется на окисление жирных кислот Скелетные мышцы начинают использовать жиры качестве источника энергии только после длительной, интенсивной работы, когда запасы углеводов истощаются Поэтому регулярные занятия спортом, особенно циклическими видами ходьба, бег, бег на лыжах, на коньках, плавание и др, активизируют организме обмен жиров, не дают возможность накапливать излишнюю жировую ткань, которая негативно отражается на состоянии здоровья и работоспособности человека. В большом количестве жиры содержатся мясе, масле, сметане, сливках, некоторых растительных продуктах. Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают необходимое осмотическое давление клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней среды организма гомеостаз. В среднем мужской организм содержит около 5ти литров крови, у женщин показатель немного меньше Кровь состоит из различных клеток, которые выполняют строго поставленные природой задачи Самые важные клетки это эритроциты красные кровяные тельца и лейкоциты белые кровяные тельца Все микроскопические клетки крови находятся веществе, которое называется плазма Это густая светлоянтарная жидкость, состоящая из воды с незначительным количеством примесей глюкозы, солей, протеинов. Лейкоциты, белые кровяные тельца, вырабатываются костным мозгом человека Они несколько больше эритроцитов, у них сферическая форма Это главные охранники здоровья человека Лейкоциты подразделяются на гранулоциты и лимфоциты Проводя атаку на проникшие организм микроорганизмы, гранулоциты окружают и уничтожают их Это спецназ быстрого реагирования В свою очередь лимфоциты вырабатывают против инфекций антитела. Тромбоциты значительно меньше эритроцитов Они играют важную роль сложном процессе свертывания крови В 1 мм крови норме содержится 200300 тыс тромбоцитов.

При движении крови по капиллярам, пронизывающим все ткани, через их полупроницаемые стенки постоянно проникают межтканевое пространство некоторые части кровяной плазмы, которые образуют межтканевую жидкость окружающую все клетки тела Из этой жидкости клетки поглощают питательные вещества и кислород и выделяют нее углекислый газ и конечные продукты распада, образовавшиеся процессе обмена веществ Таким образом, кровь непрерывно отдает межтканевую жидкость питательные вещества, используемые клетками, и поглощает вещества, выделяемые. Сердце главный орган кровеносной системы, представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения Его объем от 250 до 350 см3, вес у мужчин около 300, у женщин около 220 Сердце делится продольной перегородкой на левую и правую половину Каждая, свою очередь, разделена поперек на две камеры верхнюю предсердие и нижнюю желудочек Эти 4 камеры попарно соединены перегородками, имеющие клапаны Клапаны между предсердиями и желудочками и клапаны у выхода крови большой и малый круги кровообращения обеспечивают движения крови одном направлении из предсердия желудочки, из желудочков артерии. Совместная работа системы дыхания и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей. Когда клетки тканей поступает меньше кислорода, чем нужно для полного обеспечения потребности энергии, наступает кислородное голодание, или гипоксия Гипоксия может наступать по различным причинам Внешними причинами могут являться загрязнение воздуха, подъем на высоту горы, полет на самолете и др В этих случаях падает парциальное давление кислорода атмосфере и снижается количество кислорода, поступающего кровь для доставки к тканям Если на уровне моря парциальное давление кислорода атмосферном воздухе равно 159 мм рт ст то на высоте 3000 оно снижается до 110 мм, а на высоте 5000 до 7580 мм рт. Согласно буддийской классификации, это тело называется праническим прана энергия Оно поддерживается и питается основном дыханием человека. Голографическое тело имеет свое строение и состоит из более тонкого вещества, нежели два предыдущих Из последних работ ученых нам известно работах белорусского ученого А И Вейника эти вопросы хорошо освещены, что наши собственные мысли зависимости от эмоциональной окраски, способны вызывать колоссальные возмущения нём Поэтому голографическое тело постоянно колеблется такт нашим мыслям, меняя структуру и конфигурацию Отсюда и его название тело мысли. Так как все биологические объекты состоят из клеток, а каждая клетка представляет собой самостоятельную функциональную единицу активность организма как целого слагается из активности и взаимодействия отдельных клеток Содержимым клетки является протоплазма, которой постоянно идут два противоположных процесса два внутриклеточных биоритма анаболизм и катаболизм Анаболизм биологический процесс, при котором простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, что приводит к построению протоплазмы, росту и накоплению энергии Катаболизм противоположный анаболизму процесс расщепления сложных веществ на более простые, при этом ранее накопленная энергия высвобождается и производится внешняя или внутренняя работа.

Главным водителем и синхронизатором внутриклеточных биоритмов является смена дня и ночи Одним из факторов, угнетающих ритм клеток ночью преобладает анаболизм, а днём катаболизм, является элементарное несоблюдение ритма бодрствования и сна отсюда деление людей на сов и жаворонков изменение общего заряда тела человека изза того, что современный человек изолирован от земли обувь, одежда и пр сильно затруднена подпитка организма отрицательными зарядами и как следствие организм приобретает избыточный положительный заряд, который смещает внутреннюю среду кислую сторону Как следствие тяжёлые нарушения функций организма, к норме средний заряд туловища должен быть нейтральным связи с чем могут возникнуть различные болезни, которые лечить медикаментозно бесполезно Поэтому нужно обязательно отказаться от противоестественного образа жизни днём спать, а ночью работать. Сейчас уже совершенно очевидно то, что фундамент плохого сна закладывается период бодрствования Соблюдая следующие три принципа, можно с уверенностью рассчитывать на хороший. Как вывод из этого можно сказать, что каждый поступок человека это результат сложного взаимодействия разнообразных сил, социальноэкономических условий, моральных и эмоциональных факторов. Информационноэнергетический и вещественный обмен между человеком и окружающим миром осуществляется благодаря сенсорной системе или органам чувств С позиций безопасности жизнедеятельности особо важным является то, что органы чувств воспринимают и сигнализируют о различных видах и уровнях опасности Например услышав приближающиеся грозовые раскаты, человек прячется увидев на своем пути движущийся автомобиль, человек отходит сторону и пр Полученная информация передается мозг человека он анализирует ее, синтезирует и выдает соответствующие команды исполнительным органам Согласно И П Павлову, любой анализатор состоит из трех частей периферической или рецепторной, проводниковой и центральной, где завершаются аналитикосинтетические процессы оценки биологической значимости раздражителя. Понятие опасности В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности любой вид деятельности характеризуется определенной вероятностью проявления опасности В этом мы уже неоднократно убеждались. Понятие о здоровом образе жизни Анализируя выше изложенные факты, становится ясно, что не менее важное значение современных условиях имеет и образ жизни показатель, указывающий, как человек реализует.

Биологических ритмов Режим является одним из основных компонентов здорового образа жизни Его роль заключается том, что он обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие. Закаливание Закаливанием называют систему мероприятий, повышающих стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий Закаливание является эффективнейшим средством предупреждения простудных забо. Загрязнение и самоочищение почвы Почва загрязняется остатками умерших растений и животных, а также продуктами их жизнедеятельности В населённых местах, поэтому добавляется большое количество нечистот и отбросов Скопление отбросо. Очистка населенных мест В населённых местах процессе жизни и деятельности человека непрерывно образуются различные отбросы нечистоты, помои, кухонные остатки, домовой мусор, уличный смет, бытовые и промышленные сточные. Характеристика социальных опасностей Рассмотрим некоторые виды социальнополитических опасностей, уделив особое внимание отдельным из них Шантаж юридической практике рассматривается. Природнотехногенные опасности В наше время практически любой катастрофический процесс загрязнение, сель, оползни, пыльные бури, деградация почв, образование пустынь, землетрясения и др тектонические явления. Жилая среда и ее влияние на здоровье человека Важнейшей задачей экономического и социального развития нашего государства является осуществление мер, направленных на постоянное улучшение условий жизни населения, том числе. Гигиена жилищ В соответствии с гигиеническими требованиями жилые помещения должны отвечать следующим условиям быть достаточно просторными, сухими, светлыми, чистыми надёжн.

Средства первой помощи При оказании первой помощи нельзя обойтись без перевязочного материала В соответствии с требованиями первой помощи налажено производство средств первой помощи аптечек, шкафчиков. Основные клинические показатели тяжести состояний пострадавших Объективными информативными, всегда регистрируемыми показателями, характеризующими тяжесть хирургической травмы, поражений терапевтического профиля служат повреждение жизненно важных. Прежде, чем рассматривать наш вопрос, необходимо разобраться том, что же представляет собой человек Если мы посмотрим Биологический энциклопедический словарь нём дано такое определение Человек общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественнотрудовой деятельности Человек появился на Земле итоге сложного и длительного процесса историкоэволюционного развития Антропогенеза Об устройстве тела человека ничего не сказано Нет полной картины описания структуры всего тела человека и учебной литературе по анатомии и физиологии Более детальное описание человека как сложной биологической системы можно найти работах Малахова, Андреева и других исследователей. Периоды развития организма Отрезок времени, течение которого процессы роста, развития и функционирования организма идентичны, получил название возрастного периода Одновременно это отрезок времени, необходимый для завершения определённого этапа развития организма и его готовности к определённой деятельности Такая закономерность роста и развития легла основу возрастной периодизации объединения формирующихся детей, подростков и взрослых по возрасту Возрастная периодизация, объединяя специфические анатомические и функциональные особенности организма, имеет важное значение медицинской, педагогической, социальной, спортивной, экономической и других отраслях деятельности человека Современная физиология рассматривает период созревания организма с момента оплодотворения яйцеклетки и подразделяет весь процесс развития на два этапа 1 внутриутробный пренатальный этап Фаза эмбрионального развития 0 2 месяца Фаза фетального плодного развития 3 9 месяцев 2 внеутробный постнатальный этап Период новорожденности 028 дней грудной период 28 дней 1 год ранний детский период 13 года дошкольный период 36 лет школьный период младший 69 лет средний 1014 лет старший 15 17 лет юношеский период для юношей 1721 год для девушек 1620 лет зрелый возраст 1й период для мужчин 2235 лет 1й период для женщин 21 35 лет 2й период для мужчин 36 60 лет 2й период для женщин 36 55 лет пожилой возраст мужчины 61 74 года женщины 56 74 года старческий возраст 75 90 лет долгожители 90 лет и более Критерии периодизации это признаки расцениваемые, как показатель биологического возраста размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек Каждый возрастной период имеет особенности Переход от одного периода к другому считается критическим периодом Продолжительность отдельных возрастных периодов изменяется 5 Критические периоды жизни ребёнка Развитие организма зародыша на протяжении 8 недель беременности характеризуется повышенной чувствительностью к различным внутренним и внешним факторам Критическими периодами считаются время оплодотворения, имплантации, органогенеза и формирования плаценты это внутренние факторы К внешним факторам относятся механические, биологические вирусы, микроорганизмы, физические излучение, химические Изменение внутренних связей зародыша и нарушение внешних условий могут привести к задержке или остановке развития отдельных частей зародыша В таких случаях наблюдаются врождённые аномалии вплоть до гибели зародыша Вторым критическим периодом внутриутробного развития считают время интенсивного роста мозга 4, 5 5 месяцев беременности завершение формирования функции систем организма 6 месяцев беременности момент рождения Первый критический период внеутробного развития это от 2 до 3х лет, когда ребёнок начинает активно двигаться Резко расширяется сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируется речь и сознание К концу второго года жизни словарном запасе ребёнка 200400 слов Он самостоятельно ест, регулирует мочеиспускание и дефекацию Всё это приводит к напряжению физиологических систем организма, что особенно сказывается на нервной системе, перенапряжение которой может привести к нарушениям психического развития и заболеваниям Ослабляется пассивный иммунитет, полученный от матери на этом фоне могут проявляться инфекции, что приводит к анемии, рахиту, диатезу Второй критический период 67 лет жизнь ребёнка входит школа, появляются новые люди, понятия, обязанности К ребёнку предъявляются новые требования Совокупность перечисленных факторов вызывает увеличение напряжённости работе всех систем организма, которые адаптируют ребёнка к новым условиям В развитии девочек и мальчиков наблюдаются различия Только середине школьного периода к 1112 годам у мальчиков происходит рост гортани, меняется голос, оформляются половые органы Девочки опережают мальчиков росте и массе тела Третий критический период связан с изменением организме гормонального баланса Глубокая перестройка, происходящая 12 16 лет, обусловлена взаимоотношениями желез внутренней секреции гипоталамогипофизарной системы Гормоны гипофиза стимулируют рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников и половых желез Наблюдается дисбаланс развития внутренних органов рост сердца опережает рост сосудов Высокое давление сосудах и бурное развитие половой системы приводят к сердечной недостаточности, головокружениям, обморокам, повышенной утомляемости Эмоции подростков изменчивы сентиментальность граничит с гиперкритицизмом, развязностью и негативизмом У подростка формируется новое представление о себе как о личности Развитие детей различные периоды онтогенеза Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка 1 Физическое развитие важный показатель здоровья и социального благополучия Антропометрические исследования для оценки физического развития 2 Характеристика анатомофизиологических особенностей детей различные периоды онтогенеза 3 Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка 4 Биологическая акселерация. Характеристика анатомофизиологических особенностей детей различные периоды онтогенеза Для каждого возрастного периода характерны количественно определённые морфологические и физиологические показатели Внутриутробный этап развития человека длится 9 календарных месяцев Основные процессы формирования и развития нового организма разделяют на две фазы эмбриональное и фетальной развитие Первая фаза эмбрионального развития длится с момента оплодотворения до 8 недель беременности В результате оплодотворения образуется зародыш зигота Дробление зиготы течение 35 дней приводит к образованию многоклеточного пузырька бластулы Зигота на 67 день имплантирует погружается толщу слизистой матки В течение 28 недели беременности продолжается формирование органов и тканей зародыша В возрасте 30 дней у зародыша развиваются лёгкие, сердце, нервная и кишечная трубка, появляются зачатки рук К 8 недели заканчивается закладка органов зародыша обозначены головной и спинной мозг, наружное ухо, глаза, веки, пальцы, сердце бьётся с частотой 140 ударов минуту с помощью нервных волокон устанавливается связь между органами Она сохраняется до конца жизни На этом этапе завершается образование плаценты Вторая фаза эмбрионального развития фетальная фаза длится от 9 недели беременности до рождения ребёнка Она характеризуется бурным ростом и дифференцировкой тканей органов растущего плода, прежде всего нервной системы Питание плода обеспечивается плацентарным кровообращением Плацента, как орган осуществляющий обменные процессы между кровью матери и плода, одновременно является биологическим барьером для некоторых ядовитых веществ Но через плаценту кровь проникают наркотики, алкоголь, никотин Употребление этих веществ существенно снижает барьерную функцию плаценты, что приводит к заболеванию плода, пороками развития и гибели Внеутробный этап развития человека его органов и систем происходит неравномерно Период новорожденности это время приспособления рождённого ребёнка к новой среде обитания Возникает легочное дыхание, происходят изменения системе кровообращения, совершенно изменяется питание и обмен веществ ребёнка Однако развитие ряда органов и систем новорожденного ещё не завершено, и поэтому все функции слабые Характерные признаки этого периода колебание массы тела, нарушение терморегуляции Голова новорожденного большая, округлая, составляет длины тела Шея и грудь короткие, а живот удлинённый мозговой отдел черепа больше лицевого, форма грудной клетки колоколообразная Кости таза не сращены между собой Внутренние органы относительно крупнее, чем у взрослых В грудном возрасте тело растёт наиболее быстро При рождении средний ребёнок весит 33, 5кг, а длина примерно равна расстоянию от локтя, до кончиков пальцев К двум рост ребёнка будет составлять половину его роста зрелом возрасте В первые шесть месяцев ваш ребёнок, вероятно, будет набирать 550800г весе и примерно 25мм длину каждый месяц Маленькие дети не просто растут, они растут вверх В период между шестью месяцами и годом всё меняется ребёнке При рождении его мышцы слабые Его кости хрупкие, а мозг, крошечной голове очень маленький Он ещё очень плохо регулирует температуру своего тела, кровяное давление и дыхание Он почти ничего не умеет делать и ещё меньше понимает К своему первому дню рождения его кости и мышцы меняют свою структуру, сердце бьётся сильнее, он способен контролировать своё дыхание, а его мозг значительно увеличился размерах Теперь он ходит, держась за опору, набирает лёгкие воздух, прежде чем закричать, играет ладушки, и почти всегда останавливается, когда вы говорите Нельзя Девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики Физические нарушения могут отражаться очень существенным образом на развитии многих навыков и умений ребёнка первый год жизни к примеру, слепому ребёнку будет сложнее научиться ходить и говорить Период раннего детства Первые умения и навыки появляются к 1, 5 годам Ребёнок умеет есть с ложки, берёт чашку и пьёт из неё В этот период увеличение массы тела опережает рост длину Прорезываются все молочные зубы Отмечается быстрое моторное развитие Большой палец руки противопоставляется остальным Совершенствуются хватательные движения Дошкольный период В этот период ускоряется рост длину Движения ребёнка более координированные и сложные Он может длительное время ходить В играх воспроизводит ряд последовательных действий Масса мозга пятилетнего ребёнка составляет 85 90 массы мозга взрослого человека Степень сенсорного развития значительно выше ребёнок по просьбе собирает одинаковые на вид предметы, различает размеры и цвет игрушек Очень хорошо понимает произносимые слова По картинке может ответить на вопрос Если начале периода ребёнок произносит облегчённые слова, то к концу его он может составить сложное предложение Речь развивается быстро Недостаточность развития моторики речи может привести к нарушениям произношении В конце периода начинается смена династии зубов Болезни этого периода связаны основном с вирусными заболеваниями В дошкольные годы ребёнок вырастает каждый год на 5075мм и набирает около 2, 6кг веса Наибольшее количество жира откладывается к 9 месяцам, после чего ребёнок худеет Кости вашего ребёнка будут расти, поскольку кости конечностей растут быстрее костей туловища, меняются пропорции тела ребёнка Увеличивается число мелких костей запястья К двухлетнему возрасту родничок закроется Головной мозг к моменту развития не имеет достаточно связей между клетками, и не все клетки находятся на своём месте Сначала они перемещаются на своё место, а затем начинают устанавливать связи В процессе этого мозг увеличивает свой вес с 350г до 1, 35кг, по большей части первые два, три года жизни Одновременно с образованием взаимосвязей мозг разрушает те, которых больше не нуждается Одновременно происходит процесс миелинизации формирование миелиновой оболочки вокруг отростков нервных клеток Миелин представляет собой жировую оболочку, которая покрывает нервы, подобно пластмассовой изоляции на электрических кабелях, благодаря ему импульсы проходят быстрее При рассеянном склерозе миелиновая оболочка разрывается, поэтому можно представить её важность Школьный период разделяется на три этапа и продолжается до 17 лет В этот период заканчивается большинство процессов формирования выросшего организма В школьные годы ребёнок продолжает растит и развиваться Скачёк росте и развитии происходит подростковом возрасте это период 1012 лет На этот период приходятся сложные перестроечные моменты развитии подростка В младшем школьном возрасте происходит округление тела У девочек расширяется таз, округляются бёдра Подростковый возраст Физические изменения, указывающие на то, что ребёнок становится взрослым человеком, проявляются у девочек раньше, чем у мальчиков В среднем девочки и мальчики имеют одинаковый рост и вес примерно до 11 лет когда девочки начинают стремительно расти вверх Эта разница сохраняется около двух лет, после чего у мальчиков также происходит скачёк росте, они догоняют и перегоняют росте девочек и сохраняют такой рост и вес длительное время В период полового созревания формируются вторичные половые признаки Юношеский возраст это период завершения роста и развития организма, функциональные характеристики которого максимально приближены к характеристикам организма взрослого человека Завершаются и процессы адаптации личности к окружающей среде Развивается чувство независимости Дети этого возраста стоят на пороге перехода от биологической зрелости к социальной В зрелом возрасте строение тела изменяется мало Первый этап этого возраста активная личная жизнь и профессиональная деятельность, второй время наибольших возможностей человека, обогащённого жизненным опытом, знаниями, профессионализмом В пожилом и старческом возрасте наблюдается снижение адаптивных возможностей организма, изменяются морфофункциональные показатели всех систем, особенно иммунной, нервной и кровеносной Эти изменения изучает наука геронтология. Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка На развитие ребёнка оказывают влияние биологические факторы наследственность, возможная родовая травма, слабое или крепкое здоровье Но окружение также играет свою роль любовь и стимуляция, получаемые ребёнком что происходит его жизни где он растёт как относятся к нему родственники и окружающие На развитие ребёнка также оказывает тип темперамента, уверенность себе Некоторые аспекты развития сильнее подчинены наследственности, чем другие Физическое развитие обычно происходит строго по расписанию Если окружение и питание норме, оно происходит согласно природному предписанию Ребёнок начинает говорить независимо от того, что вы предпринимаете Большинство детей овладевают способностью общения к пяти годам Наследственность делят на благоприятную и неблагоприятную Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребёнка, относятся к благоприятной наследственности Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одарённости родителей Отягощённая наследственность не может обеспечить нормальное развитие ребёнка Причиной аномального развития детей может быть алкоголизм или вредность профессии родителей например работа связанная с радиоактивными веществами, ядами, вибрацией В некоторых случаях неблагоприятная наследственность поддаётся коррекции и управлению Например, разработаны способы лечения гемофилии Организм не возможен без среды, поэтому должны учитываться факторы среды влияющие на развитие организма В связи с этим рефлексы это реакции постоянного приспособления организма к внешнему миру Развитие человека нельзя адекватно оценить без учёта среды которой он живёт, работает, воспитывается, с кем общается, а функции организма без учёта гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учёта взаимоотношений с растениями, животными. При попытке познания и описания человека как информационной системы, на наш взгляд, прежде всего, необходимо более полно и глубоко раскрыть смысл и содержание основных понятий информационная система и человек.

Наиболее важной особенностью человека как вида, отличающей его от животных высокоразвитых приматов и пр имеющих зачатки интеллекта является его способность к отображению знаковой символической форме получаемой им информации, к формализации информации и передаче опыта следующим поколениям форме сотворенных человеком знаний. Человек может воспринимать, различать и преобразовывать информацию различного характера во всем ее многообразии. Для человека характерно проявлять себя посредством реализации тех или иных потребностей которые развиваются по мере эволюционирования человеческой цивилизации 3 Характер этих потребностей позволяет выстроить их иерархическую модель, которой можно выделить контуры, аналогичные типам воспринимаемой человеком информации. Выделение этих, взаимозависимых и взаимообусловленных, контуров, образующих целостную систему, позволяет нам построить стратифицированную и эшелонированную модель человека как информационной системы, образованной совокупностью четырех сущностей 4 биологической, социальной, ментальной и душевнодуховной 5 Назовем их информационными контурами 6 человека, с помощью которых он и осуществляет непосредственный информационный обмен с окружающей средой включая и межличностную коммуникацию Совокупность этих контуров образует человеческое существо, обладающее, отличие от других биологических существ, специфическими характеристиками, особенностями и возможностями. Специфика проявлений информационной сущности человека определяется системной организацией и механизмом функционирования вышеупомянутых информационных контуров, имеющим четко выраженную рефлексивную природу и проявляющихся через наличие у человека соответствующей, иерархически организованной системы потребностей С помощью рефлексии как механизма осуществления обменных операций человек может, как воспринимать информацию, так и отражать ее вовне, причем. Последние достижения из области генной психологии, волновой генетики, нейролингвистики и других наук, изучающих информационные аспекты психических, мыслительных и коммуникационных процессов, подтверждают ранее высказанные гипотезы об их волновой, био и электромагнитной полевой природе. Таким образом, для понимания того, как происходит процесс обработки информации всеми вышеупомянутыми информационным контурами, а не только биологическим контуром Здесь полезно напомнить о четко выраженных принципах системного устройства организма клетки объединены ткани, ткани образуют органы, органы объединены системы, причем наиболее важным является понимание того, что каждый последующий, более высокий уровень системной организации отличается от предыдущих уровней не только количественно, но и качественно. Нельзя сказать, что клетка или орган, обладают собственным разумом, и уж тем более самосознанием, но все процессы по восприятию информации виде сигналов, понятных клетке или органу на языке биохимических, электролитных и биомагнитных реакций, обработке полученных данных, их интерпретации и выработке реакций решений автоматизированы и определены 4мя факторами. Более сложные системы, такие, например, как нервная и гормональная, способны различать сигналы еще более высокого уровня сложности например, изменения психоэмоциональной сфере, тем самым, обеспечивая материальный биологический базис для реализации информационных возможностей человека на следующем после физиологического социальном уровне Причем восприятие и различение сигналов происходит как поступающих изнутри человека его собственные ощущения и эмоции, так и извне его эмоции и ощущения других людей.

При этом важно отметить, что возможности каждого следующего уровня определяются совокупностью предыдущих и включают весь комплекс реакций, на них происходящих. Как упоминалось выше, работа социального информационного контура отражает психофизиологический и психоэмоциональный уровень реакций человека на внутренние или внешние раздражители, что напрямую связано с такой сферой как чувства Возникновение чувств 14, обусловлено технологически сложной совокупностью физических, биохимических, гормональных и нейрогуморальных процессов, которых участвует практически весь организм И, прежде всего, те его органы и системы, которые отвечают за различные стадии информационного процесса например, так, как это происходит при телесном контакте мужчины и женщины при наличии эмоций влечения и расположенности их друг к другу. Поскольку работа информационных контуров интеллектуального и психического уровня имеют тот же базис, что и работа информационного контура социального уровня наиболее близкого к биологическому, мы также можем утверждать, что конечном итоге базисом для формирования реакций интеллектуального и психического уровня является. Собственно, логику понимания человека как информационной системы, можно изложить с помощью следующей последовательности фактов. На основании этого можно утверждать, что сознание человека представляет собой процесс, реализуемый на базе информационной инфраструктуры человеческого организма посредством согласованного функционирования его информационных контуров В конечном счете, минимальным компонентом этой информационной инфраструктуры является. Физиологические процессы протекают организме человека согласованно, потому что существуют определенные механизмы их регуляции Основными регуляторными системами организма являются нервная и эндокринная системы, которых используются механизмы нервной и гуморальной регуляции. Нервная регуляция физиологических процессов происходит с помощью влияния нервной системы на клетки, ткани и органы Нервные воздействия всегда предназначаются строго определенным органам и тканям и распространяются сотни и тысячи раз быстрее, чем химические вещества.

Регуляция физиологических функций организме не может осуществляться с использованием только нервной или только гуморальной регуляции, это единый комплекс нейрогуморальной регуляции функций. Нервова регуляція фізіологічних процесів відбувається за допомогою впливу нервової системи на клітини, тканини і органи Нервові впливу завжди призначаються строго певним органам і тканинам і поширюються сотні і тисячі разів швидше, ніж хімічні речовини. Нервовий і гуморальний способи регуляції функцій тісно пов язані між собою На діяльність нервової системи постійно впливають принесені током крові хімічні речовини, а утворення більшості хімічних речовин і виділення їх кров знаходиться під постійним контролем нервової системи. Просмотр содержимого документа Организм человека как биологическая система. Формы организации учебной деятельности индивидуальная, парах, фронтальная. Нервная регуляция функций регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью нервной системы. В определить взаимосвязь строения и функций предложенных органов или физиологических систем.

Для выполнения своих задач, первую очередь копирования, система должна попасть и находиться определенной среде обеспечивающей ей адекватное потребностям поступление веществ и энергии Для регуляции процессов обеспечивающих сохранение, обмен и копирования информации используется рецепторномедиаторный принцип. Основные варианты воздействия на клетку биологическую систему для достижения лечебного эффекта. Воля свобода выбора информации Направление выбора сторону исполнения заповедей, делает человека истинно свободным и другом Богу, приводит к состоянию любви и благому изменению окружающей среды и жизни Направление выбора сторону греха, ослабляет волю и делает человека рабом греха и разрушает окружающую среду и жизнь Через степень ограничения воли, как и через качество семейного союза, происходит воспитание человека Степень ограничения воли определяется ответами на вопросы могу или не могу, можно или нельзя, плохо или хорошо Все мне позволительно, но не все полезно 1Кор. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены славится ли один член, с ним радуются все члены 1 Коринфянам 12 13, 26 Это основа для лечения, даже если мы не знаем причину. Лекарства среди нас что может послужить лекарством из окружающих нас повседневных вещей. Гомеостаз совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды, Они позволяют сохранять постоянство состава, физикохимических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие процессе жизнедеятельности организма В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят узких гомеостатических границах, и клетки организма живут относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью, щостоянство физикохимического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов. Вопервых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить Еще XVIII Д Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить А К Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель. Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично получении предпринимательского дохода наемный работник, предприниматель Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, к размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности. Экология греч, oikos дом, жилище, родина logos понятие, учение это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли ее биосферы Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация результате аварий и нарушений технологий ставит под угрозу существование самого человека К примеру, крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат В городах интенсивность солнечной радиации на 15 20 ниже, чем прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1 2 0, менее значительны суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека Около 80М болезней современного человека результат ухудшения экологической ситуации на планете Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, которых они происходят.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую врожденную основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений своем развитии Каждый организм обладает определенными резервными возможностями Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать Так, результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться 2 3 раза, легочная вентиляция 20 30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности Они изучаются у человека состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, том числе и предельных Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Повязка накладывается на лицо, чтобы она хорошо закрывала рот и нос Верхние концы повязки завязываются на затылке, а нижние на темени. Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции сложные поведенческие реакции Структурные единицы развиваются форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом путем перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля. Что выражает понятие пассионарности и каким образом появляются пассионарии процессе этногенеза согласно Л Н Гумилёву. Домашнее задание Прочитать первый раздел 5 Выполнить задания рабочей тетради стр 6, 14 Уметь отвечать на вопросы по конспекту тетради. Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что возможности и потребности человека не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями. Причины биологического характера определяют индивидуаль нонеповторимые особенности людей набор генов, получаемых от родителей, уникален Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

Обе последние доктрины исходят из того, что генетическая при рода человека целом требует исправления, а ближайшее будущее грозит человечеству гибелью изза биологических факторов В таких условиях только генетика, взяв биологическую эволюцию свои руки, может отвести эту зловещую угрозу. И на волне данных идей всплывает несколько обновленная евгеника властно заяв ляющая, что, хотим мы этого или нет, но наука должна осущест влять целенаправленный контроль над воспроизводством челове ческого рода, частичную селекцию для пользы человечества Если отвлечься от чисто генетических возможностей селекции, воз никает множество нравственнопсихологических вопросов как опре делить, кто обладает генотипами с желаемыми чертами и вообще кто должен и может решать вопрос о том, что именно желанно. Организм являет собой, далее, яркий пример неравновесной системы Абсолютное большинство внутренних его процессов носит необратимый характер Неравновесность, необратимость внутренних процессов основывается на двух термодинамических феноменах О первом из них много уже говорилось Его содержание, природа, роль и значение термодинамике неравновесных процессов хорошо изучены Это энтропия, определяющая непроизводительное рассеивание энергии, обеспечивающей реализацию каждой функции, начиная с элементарных процессов и, следовательно, делающая эти процессы необратимыми. Когда с физиологических позиций выдвигалось понятие о базисном метаболизме, то имелся виду как раз этот фундаментальный уровень этаж жизнеобеспечения, на котором изначально проявляются системообразующие факторы Именно на нем определяется индивидуальная специфичность белков, складывается согласованная периодичность воспроизводства главных гуморальных биорегуляторов, обеспечивающих согласованное взаимодействие висцеральных функций Здесь же формируется индивидуальная биоритмика функциональной активности всего организма, не претерпевающая радикальных изменений процессе жизненного цикла Только теперь, когда за основу обсуждения берется не организм как физиологическая категория, а сложная интегрированная неравновесная система как биологическая категория, понятие о базисном метаболизме должно быть несколько расширено и видоизменено В основу такого обновленного представления о базисном метаболизме может быть положена концепция цитокиновой сети, получившая распространение применительно к современным суждениям о многофакторном иммуногенезе В нее конструктивно вписываются не только молекулярные факторы взаимодействия клеток и органов, иммунокомпетентность которых давно установлена, но и другие регулирующие механизмы, имеющие цитокиновую природу Это касается, частности миелопептидов, обеспечивающих сопряженность иммуногенеза с системами, регулирующими общесоматическую реактивность организма.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru