Немембранные органоиды клетки строение и функции

Многие клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают способностью к движению. По мере её роста концентрация тубулина падает до критической и скорость роста замедляется вплоть до вступления следующую фазу фаза стабильного состояния. Деполимеризация уравновешивает полимеризацию, и рост микротрубочки останавливается. Редкие примеры клеток животных, у которых не обнаружены промежуточные филаменты, не могут считаться окончательными, так как белки промежуточных филаментов могут образовывать необычные структуры. Существует пять ткане специфических классов белков промежуточных филаментов виментин, десмин, глиальный фибриллярный кислый белок, белки нейрофиламентов и кератины. Показано, например, что у трансгенных мышей, эктопически экспрессирующих десмин или виментин, не обнаруживается каких либо очевидных нарушений физиологии или развития.

Тем не менее существует ряд гипотез, касающихся функций промежуточных филаментов. Например, предполагается, что промежуточные филаменты играют механическую роль межклеточных взаимодействиях и организации тканевой структуры. Биология 9 класс краткое содержание других презентаций Популяция биологии При объединении видового разнообразия, вызванном антропогенным воздействием, баланс сил нарушается. Клеточные включения Рибосомы относят к немембранным органеллам клетки. На рибосомах осуществляется соединение аминокислотных остатков полипептидные цепочки синтез белка. Например, на свободных рибосомах синтезируется гемоглобин эритроцитах. В митохондриях, пластидах и клетках прокариот также присутствуют рибосомы. Клеточный центр располагается около ядра и состоит из парных центриолей и центросферы.

Реснички и жгутики можно отнести к органеллам специального назначения. Они встречаются клетках ресничного эпителия, сперматозоидах, у простейших, у зооспор водорослей, мхов. Ядро присутствует во всех эукариотических клетках, за исключением зрелых эритроцитов и ситовидных трубок растений. В ней имеются поры, играющие важную роль переносе веществ цитоплазму и из. Ядерный сок обеспечивает нормальное функционирование генетического материала. Строение цитоплазмы Цитоплазма представляет собой внутреннее содержимое клетки и состоит из основного вещества гиалоплазмы и находящихся нем разнообразных внутриклеточных структур органоидов и включений. Органоиды бывают мембранные одномембранные и двумембранные и немембранные.

В свободном состоянии представлены цитоплазме, также являются структурными элементами жгутиков, центриолей, веретена деления, ресничек. Их пучки обнаруживаются по периферии клетки под плазмалеммой и по окружности ядра. В разных клетках эпителиальных, мышечных, нервных, фибробластах построены из разных белков. Стенка каждой центриоли образована 27 микротрубочками, состоящими из белка тубулина. Из центриолей клеточного центра во время деления клетки образуются нити веретена деления. Общая биология Пособие для старшеклассников и поступающих вузы. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов Проверка биологического диктанта. Функции цитоскелета 1 определение формы клетки, 2 опора для органоидов, 3 образование веретена деления, 4 участие движениях клетки, 5 организация тока цитоплазмы. Функции 1 обеспечение расхождения хромосом к полюсам клетки во время митоза или мейоза, 2 центр организации цитоскелета. Органоиды разделяют на немембранные не имеющие мембран, одномембранные окруженные одной мембраной и двухмембранные окруженные двумя мембранами.

Рибосомы могут располагаться цитоплазме свободно или быть связанными с мембранами эндоплазматической сети. Микротрубочки являются динамическими структурами, клетке они постоянно строятся и разбираются. Веретено деления структура, возникающая клетках эукариотических организмов процессе деления ядра. Веретено деления микротрубочки прикрепляются к центромерам хромосом Веретено деления состоит из микротрубочек. Часть микротрубочек идет от центриолей к хромосомам, другие микротрубочки заканчиваются свободно цитоплазме. Веретено деления обеспечивает согласованное расхождение хромосом к полюсам клетки. После деления каждая дочерняя клетка получает по одной центриоли, которая удваивается к следующему делению. Это выросты мембраны диаметром около 0, 25 мкм, содержащие внутри микротрубочки. Белковые волокна пронизывают цитоплазму эукариотических клеток и во множестве точек связаны с белками плазматической мембраны.

Двигательные сократительные белки содержатся не только мышечных клетках. Жгутики по своему строению похожи на реснички, они совершают согласованные колебательные движения благодаря скольжению микротрубочек друг относительно друга. Они представляют собой постоянные, то есть никуда не исчезающие структуры, которые имеют определенное строение, от которого напрямую зависят выполняемые ими функции. Двумембранные органоиды — это пластиды, клеточное ядро и митохондрии. Растительная клетка отличается по строению от животной, чему не последнюю очередь способствуют процессы фотосинтеза.

Схему фотосинтетических процессов можно прочитать соответствующей статье. Функции стенки — защита от негативного влияния извне, опорная, транспортная перенос из одной части структурной единицы другую питательных веществ и воды, буферная. Внутренняя полужидкая субстанция, основа клеточной среды, образована мелкозернистой структурой. Строение эукариотной клетки Выясните по рисунку 45, какие органоиды встречают ся животной и растительной клетках. Она состоит из трех частей плазматической мембраны, цитоплазмы с органоидами и ядра. Эти мембранные пузырьки заполнены пищеварительными ферментами, которые расщепляют поступающие клетку органические вещества белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. При голодании лизосомы переваривают и некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание дает клетке ненадолго некоторое количество питательных веществ.

Иногда лизосомы переваривают целые группы клеток, ткани — когда это необходимо развитии животных, например, при утрате хвоста у головастика процессе превращения лягушку. Выделяющаяся этом процессе энергия запасается синтезируемых митохондриях молекулах. Там же располагается пигмент хлорофилл, придающий хлоропластам зеленый цвет. В клеточном соке растворены сахар, пигменты, минеральные соли и органические кислоты. По мере роста несколько вакуолей сливаются вместе, и образуется одна большая. Рибосомы — очень мелкие тельца грибовидной формы, которых происходит биосинтез белка.

Внутри выростов находятся микротрубочки, сокращения которых приводят клетку движение. В ядре также можно увидеть одно или несколько темных округлых образований — ядрышки. Какие клеточные органоиды относят к мембранным и немембранным?. Какие клеточные структуры называют органоидами движения?. Какое строение имеет ядро клетки?. Схема строения микротрубочки 1, микрофиламента 2 и промежуточного филамента З Субъединицей собирающейся трубки служат димеры, состоящие из пары глобул тубулина, которые при ассоциации, собственно, и образуют молекулу белка тубулина, изначально поляризованного. К стенкам микротрубочки снаружи присоединяются отдельные молекулы моторных белков кинезинов, динеинов.

На плюсконце идет наращивание за счет полимеризации актина, а на минусконце происходит деполимеризация нити. Промежуточные филаменты Промежуточные филаменты толщиной 819 нм представлены клетке длинными белковыми молекулами. Свое название органоид получил вследствие того, что он обычно находится глубоких отделах цитоплазмы, располагаясь геометрическом центре клетки, нередко вблизи ядра или около формирующейся поверхности комплекса Гольджи. В диплосоме центриоли, несколько различающиеся по строению, принято подразделять на материнскую, или зрелую, и дочернюю, или незрелую. Во время удвоения вблизи каждой центриоли цитоплазме возникает зачаток новой центриоли, который постепенно растет и приобретает полноценную структуру. В обоих случаях основным участником этих процессов выступает материнская центриоль. Они могут находиться гиалоплазме поодиночке либо группами виде розеток, спиралей, завитков.

Органеллы клетки и их функции Основные группы органелл Органеллы — постоянные внутриклеточные структуры, имеющие определенное строение и выполняющие соответствующие функции. К немембранным органеллам принадлежат рибосомы и клеточный центр, постоянно присутствующие клетке. Хлоропласты имеют зеленый цвет, обусловленный присутствием основного пигмента — хлорофилла. Хлоропласты ограничены двумя мембранами — наружной и внутренней. Именно мембранах тилакоидов локализованы светочувствительные пигменты, а также переносчики электронов и протонов, которые участвуют поглощении и преобразовании энергии света. По сравнению с хлоропластами у них слабо развита внутренняя мембранная система. На мембране крист или внутри нее располагаются ферменты, том числе переносчики электронов и ионов водорода. В мембранах гранулярного эндоплазматического ретикулума накапливаются и изолируются белки, которые после их синтеза могли оказаться вредными для клетки. Число диктиосом клетках варьирует от одной до нескольких десятков зависимости от типа клеток и фазы их развития.

Пузырьки комплекса Гольджи участвуют формировании цитоплазматической мембраны и стенок клеток растений после деления, а также образовании вакуолей и первичных лизосом. Комплекс Гольджи участвует образовании лизосом, белков молока молочных железах, желчи печени, веществ хрусталика, зубной эмали. Вторичные лизосомы, которых закончился процесс переваривания, практически не содержат ферментов. В меристематических клетках растений вначале возникает много мелких вакуолей. Он представляет собой водный раствор различных неорганических и органических веществ. Таким веществом для клеток растений является щавелевокислый кальций, который откладывается вакуолях виде кристаллов различной формы. Центриолям по структуре идентичны базальные тельца, которые всегда обнаруживаются основании жгутиков и ресничек. Бэр, открыв яйцеклетки млекопитающих, установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо. Клетки всех живых организмов сходны гомологичны по строению и химическому составу.

Все биологические мембраны имеют общие структурные особенности и свойства. Процесс перемещения молекул растворенного вещества называют диффузией. Следует отметить, что и К могут свободно диффундировать через мембранные каналы. Стенка микротрубочек основном построена из спирально уложенных субъединиц белка тубулина. В большинстве животных клеток образуется густая сеть из актиновых филаментов и связанных с ними белков под самой плазматической мембраной. В некоторых случаях движение обеспечивается только актиновыми филаментами, других — актином вместе с миозином. От центриолей, расположенных на разных полюсах клетки, образуются микротрубочки, растущие навстречу друг другу. Ассимиляционный крахмал листьях не накапливается и, быстро гидролизуясь до сахаров, оттекает части растения, которых происходит его накопление. Мембраны с одной стороны связаны с наружной цитоплазматической мембраной, с другой — с наружной оболочкой ядерной мембраны.

Органоид, обычно расположенный около клеточного ядра животных клетках часто вблизи клеточного центра. Представляет собой стопку уплощенных цистерн с расширенными краями, с которой связана система мелких одномембранных пузырьков пузырьки Гольджи. Обычно это происходит при некоторых процессах дифференцировки например, замена хрящевой ткани костной, исчезновение хвоста у головастика лягушек. Различают два основных типа рибосом эукариотические с константами седиментации целой рибосомы. Различают три основных типа пластид лейкопласты — бесцветные пластиды клетках неокрашенных частей растений, хромопласты — окрашенные пластиды обычно желтого, красного и оранжевого цвета, хлоропласты — зеленые пластиды. Считают невозможным только превращение хромопластов лейкопласты или хлоропласты. Клеточный центр 2 центриоли каждой по 9 триплетов микротрубочек и центросфера. Первые можно разделить на две подгруппы одномембранные и двумембранные. Структура Как понятно из названия, органоиды немембранного строения не имеют мембран.

Для того, чтобы они объединились, обязательно присутствие ионов магния или кальция цитоплазме. Затем уже готовые органоиды перемещаются цитоплазму, а затем на стенки гранулярного эндоплазматического ретикулума. Что мы делаем неправильно?. Внутренняя мембрана отграничивает внутреннюю среду митохондрии, при этом она образует внутрь митохондрии складкикристы. Следует помнить, что названные две разновидности являются не самостоятельными формами эндоплазматической сети, так как можно проследить переход зернистой эндоплазматической сети гладкую и наоборот.

Гладкая эндоплазматическая сеть представлена цистернами, более широкими каналами и отдельными везикулами, на внешней поверхности которых отсутствуют рибосомы. От трансполюса отшнуровываются пузырьки, несущие секрет к плазмолемме для его выведения из клетки. Пищеварительная функция лизосом начинается только после слияния лизосомы с фагосомой, то есть фагоцитированным веществом, окруженным билипидной мембраной. Реакция клеток на внешнюю среду В организме человека содержатся только эукариотические ядерные типы клеток. Локализуется ядро обычно центре клетки, но клетках эпителиальных тканей ядра нередко сдвинуты к базальному полюсу.

При участии кариоплазмы осуществляется обмен веществ ядре, взаимодействие ядра и цитоплазмы. Опорные функции, движение органоидов, расхождение хромосом при делении клетки. Двумембранные органоиды Кристы увеличивают поверхность внутренней мембраны, на которой размещаются мультиферментные системы, участвующие синтезе молекул. Внутреннее пространство митохондрий заполнено гомогенным веществом — матриксом. Увеличение числа митохондрий происходит или путем деления или результате появления перегородок и отшнуровывания мелких фрагментов.

Мембраны митохондрий Митохондрии покрыты двумя мембранами наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет многочисленные складки и выступы — кристы. Функции митохондрий В мембрану крист встроены ферменты, окисляющие органические вещества с образованием энергии, большая часть которой идет на образование. Центриоль — внутриклеточный органоид эукариотической клетки представляющий тельца структуре клетки размер которых находится на границе разрешающей способности светового микроскопа. В клетках высших растений и большинства грибов центриолей нет и митотическое веретено образуется там иным способом. Например при делении клетки микротрубочки растут очень быстро и способствуют правильной ориентации хромосом и образованию митотического веретена. Это высокомолекулярные соединения состоящие из двух тяжёлых массой около 300 кДа и нескольких лёгких цепей. Промежуточные филаменты являются наименее понятной структурой среди основных компонентов цитоскелета отношении их сборки динамики и функций. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток организме животных и растений. Покров тайны, — писал он, — окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван. Среди них встречаются округлые, цилиндрические, прямоугольные, звездчатые клетки.

Наука клетках структурных и функциональных единицах почти всех живых организмов. Главные органоиды Строение Функции Цитоплазма Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Механизм транспорта молекул лизосомы и зависимость данного процесса от источника молекул. В зависимости от расположения различают погружённые, периферические и пронизывающие белки. Совокупность олигосахаридов на поверхности животной клетки называется гликокаликсом. Образуется комплекс, хорошо растворимый мембране, что облегчает проникновение глюкозы клетку.

Например, они могут быть использованы для синтеза новых органических веществ или могут подвергаться дальнейшему расщеплению для получения энергии. Вакуоли сферические одномембранные органоиды, представляющие собой резервуары воды и растворённых ней веществ. Форма митохондрий разнообразна, они могут быть палочковидными, нитевидными или шаровидными. Это означает, что они зависят от клетки, но то же время сохраняют некоторую самостоятельность. Реснички и жгутики отличаются только размерами жгутики более длинные. Наружная мембрана переходит мембрану эндоплазматической сети, к ней могут быть прикреплены рибосомы. Клеточная мембрана покрыта очень тонким слоем углеводов, входящим состав гликокаликса. Над мембраной у всех бактерий находится прочная клеточная стенка, выполняющая защитные функции. Толщина слизистой капсулы зависит от условий, которых находится бактерия.

Рибосомы бактерий более мелкие и по размерам совпадают с рибосомами митохондрий и пластид эукариот. Усовершенствование микроскопа привело к открытию органоидов, выяснению роли ядра митозе. Цитоплазма пронизана микротрубочками, филаментамиэто цитоскелет клетки. Все организмы по наличию или отсутствию оформленного ядра делятся на прокариотов и эукариотов. Основным признаком, позволяющим разделить организмы на эти две группы, является наличие или отсутствие формленного ядра. Какие организмы относятся к прокариотам?. В чем сущность процесса спорообразования у бактерий?. Метаболизм внутри споры практически прекраща ется, спора обызвествляется. Биологическая мембрана представляет собой бимолекулярный слой фосфолипидов, который на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены разнообразные белковые молекулы.

Наружная цитоплазматическая мембрана отделяет содержимое клетки от окружающей среды. На наружной поверхности мембраны расположены рецепторы гликопротеидной природы. Все они обладают единым планом строения и образованы двумя мембран ами наружной гладкой и внутренней, образующей перегородки тилакоиды стромы. Самосборка обр азование при помощи ферментов структур, подобных существующим. Как осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой?. Какие хромосомы называются гомологичными?. Какой хромосомный набор называют гаплоидным?.

Центромерные участки целятся, и сестринские хроматиды становятся самостоятельными дочерними хромосомами. Биологический смысл митоза заключается точном и равномерн ом распределении хромосомного материала между двумя дочерними клетками, при котором каждая из них получает наследственную информаци, идентичную материнской. Каково строение различных видов пластид?. Шванн обнаружил, что, хотя сами клетки различных организмов очень разнообразны, ядра всех клеток сходны. Клетка является структурнофункциональной единицей, а так же единицей развития всех живых организмов. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?. Выход вирусных частиц окружающую среду может сопровождаться разрушением клетки. Поэтому бактериофаг вводит полый стержень клетку и через нег выталкивает нуклеиновую кислоту цитоплазму.

Они представляют собой гранулярные или нитеподобные структуры толщиной 0, 5 мкм и длиной до 7—10. Вакуоль растительной клетке 1 — вакуоль 2 — цитопяазматические тяжи 3 — ядро 4 — хлоропласты. Помимо запасных веществ, которые могут вторично использоваться метаболизме, клеточный сок содержит фенолы, танины дубильные вещества, алкалоиды. Эта функция особенно характерна для нейронов и для кардиомиоцитов Митохондрии участвуют метаболизме аммиака и его переводе мочевину. Первые две реакции синтеза мочевины протекают митохондриях клеток печени, последние этапы цитоплазме гепатоцитов. С точки зрения использования кислорода весь энергообмен можно разделить на две крупных стадии анаэробный обмен или бескислородный аэробный или кислородный обмен. Но на 1 молекулу глюкозы образуется 2 молекулы АцСоА и образуется 2 молекулы восстановленного переносчика. Он принимает на себя 2е и за счет энергии этих электронов прокачивает два электрона межмембранное пространство.

Каталитическая часть повернута сторону матрикса митохондрий и способна катализировать синтез. Существуют химические вещества, которые могут полностью или частично блокировать. Существуют определенный вещества, например, многие антибиотики валиномицин, которые вызывают возникновение ионофоров на внутренней мембране. Наружная мембрана основном представлена липидами и образует нерегулируемые поры за счет белков поринов. Световые реакции можно разделить на два процесса нециклическое фосфолилирование, нем участвует обе фотосистемы циклическое фосфолилирование, нем участвует только фотосистема. Электроны передаются на пластоциан, а затем на фотосистему 1 и закрывают ней электронные дыры. Эти мембраны переходят друг друга районе пор, между мембранами находится переуклеарное пространство. В порах располагаются поровые комплексы, главная функция которых состоит специфическом транспорте макромолекул из ядра и ядро. Основная функция белкового ядерного матрикса заключается организации хроматина.

К белкам ядерного матрикса прикрепляется нуклеомерная нить своими участками начала репликации репликаторами, поэтому ядерный матрикс участвует организации матричных процессов. Центриоль окружена бесструктурным веществом, которое получило название центриолярный матрикс. В таком виде простейшии могут переживать неблагоприятные условия внешней среды и при восстановлении нормальных условий выходить из состояния покоя и возвращаться митотический жизненный цикл. Если веретено деления разрушается на стадии анафазы, то образуются клетки, содержащии двойной набор хромосом или так называемые полиплоидные клетки. Избирательно проводит клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена. Запомните у клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. Какими способами различные вещества могут попадать внутрь клетки?. Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени к активности клетки.

Значение принимает участие делении клетки, образуя нити веретена деления. Представляют собой мелкие пузырьки диаметр от 0, 2 до 0, 8 мкм, содержащие набор гидролитических ферментов. Первичные лизосомы являются фактором, обеспечивающим экзоцитоз ферментов из клетки. Липиды являются основой мембраны, обеспечивают ее устойчивость и прочность В зависимости от расположения различают погруженные, периферические и пронизывающие белки. Путем обычной диффузии перемещаются жирорастворимые вещества напрямую через мембрану гидрофильные мелкие молекулы воды, углекислого газа и ионы через белковые поры, которые образованы пронизывающими белками Облегченная диффузия осуществляется с помощью специальных белковпереносчиков. Функции комплекса Гольджи В цистернах комплекса Гольджи происходит дальнейшее химическое преобразование и усложнение веществ, поступивших него из. В комплексе Гольджи образуются лизосомы сферические органоиды с расщепляющими ферментами. Лейкопласты бесцветные пластиды, расположены клетках бесцветных тканей.

Функции микротрубочек создают эластичный и довольно прочный клеточный каркас, который поддерживает форму клетки. Ядерная оболочка придает ядру определенную форму В кариоплазме ядра располагается хроматин. В соматических клетках все хромосомы парные, поэтому хромосомные наборы называются диплоидными. Органические вещества запасаются виде крахмала или гликогена, иногда виде жира. Во время биосинтеза белка рибосомы могут работать поодиночке или объединяться комплексы полирибосомы полисомы. Мембраны митохондрий Митохондрии покрыты двумя мембранами наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет многочисленные складки и выступы кристы. Недавно семейство белков промежуточных филаментов включили ламины белки, образующие скелет ядерной оболочки на внутренней стороне мембраны. Эукариотическая клетка строение и функции органоидов Органоиды постоянные, обязательно присутствующие, компоненты клетки, выполняющие специфические функции.

Количество митохондрий клетке может достигать нескольких тысяч и зависит от метаболической активности клетки. В клетках высших растений хлоропласты имеют форму двояковыпуклой линзы. Длина хлоропластов колеблется пределах от 5 до 10 мкм, диаметр от 2 до 4. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует малочисленные тилакоиды. Амилопласты лейкопласты, которые синтезируют и накапливают крахмал, элайопласты масла, протеинопласты белки. Наружная мембрана гладкая, внутренняя или также гладкая, или образует единичные тилакоиды. Превращение хромопластов лейкопласты или хлоропласты считается невозможным. В цитоплазме клетки есть и свободные, не прикрепленные к мембранам эндоплазматической сети рибосомы.

Предметные результаты Систематизировать знания строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот. Да впрочем, что же смогу я увидеть ней?. Это время науке было наполнено новыми открытиями, фактами, противоречиями. Кто же сделал это?. На дворе 1839 год, знаменитый год моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни. Вирхов, клетки происходят от клеток Ребята!. Назовите основные функции ядра?. Вывод В состав клетки входят как основные части, так и органоиды взаимосвязанные между собой. Мембрана состоит из двойного фосфолипидного слоя и трех типов белков поверхностных, погруженных, проницаемых.

Благодаря каким компонентам клетка получает вещества извне, синтезирует новые, обеспечивает себя энергией?. Также клетка получает вещества извне с помощью процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Каковы особенности строения и функционирования растительных клеток?. Слайд 4 рибосомы Рибосомы описаны Джорджем Паладе середине 1950х годов. Слайд 9 микротрубочки Микротрубочка имеет плюсконец, на котором преимущественно происходит ее рост, и минусконец, где преимущественно происходит разборка. Различают несколько видов пассивного транспорта простую диффузию, диффузию через белковые каналы и облегченную диффузию. Органоиды, имеющие самую разнообразную форму от сферической до нитевидной. Наружная мембрана гладкая, а на внутренней имеются выросты крестообразной формы с дыхательными ферментами. Бывает двух типов гранулированная, на которой имеются рибосомы и гладкая. Обеспечивает циркуляцию и доставку питательных веществ внутри клетки.

Микроскопия может быть самостоятельным методом изучения, но последнее время она обычно сочетается с другими методами гистохимии, гисторадиографии и другие. Для этого кусочек исследуемого органа растирают, заливают физиологическим раствором, а затем разгоняют центрифуге при различных оборотах от 2х до 150 тыс и получают интересующие фракции, которые затем изучают различными методами. Субклеточные образования ядро, митохондрии и другие органеллы хотя и являются живыми структурами, но не обладают самостоятельной жизнедеятельностью. Билипидная мембрана, а точнее ее глубокий гидрофобный слой, выполняет барьерную функцию, препятствуя проникновению воды и растворенных ней веществ, а также крупных молекул и частиц. На электроннограмме плазмолемме четко определяются три слоя наружный и внутренний электронноплотные, промежуточный с низкой электронной плотностью. Находящиеся на внешней поверхности плазмолеммы белки, также гидрофильные головки липидов обычно связаны цепочками углеводов и образуют сложные полимерные молекулы гликопротеиды и гликолипиды. В неделящейся клетке имеется подмембранный слой, образованный микротрубочками и микрофиламентами. Функциональная роль десмосом обеспечение механической связи между клетками. Функциональная роль синаптических контактов заключается передаче возбуждения или торможения с одной нервной клетки на другую или с нервной клетки на иннервируемую клетку. В гиалоплазме содержатся также аминокислоты, моносахара, нуклеотиды и другие низкомолекулярные вещества.

В ядре происходит конденсация хроматина и образование хромосом, состоящих из двух хроматид. Поскольку объектом изучения гистологии являются клетки, ткани и органы здорового организма человека, то здесь будут рассмотрены прежде всего адаптивные изменения клеточных структур. Все хромосомы гаметы, за исключением одной половой, называются аутосомами. Сперматогенез у человека начинается с момента полового созревания и продолжается течении всего активного полового периода больших количествах. Микрофиламенты окружают аксонемму главном отделе хвостика, терминальный отдел хвостика представляет собой ресничку. Фаза размножения начинается эмбриональном периоде и продолжается течение 1го года жизни девочки. Наступает 1 блок роста, который снимается с наступлением полового созревания, то есть появлением женских половых гормонов. Овоцит 2го порядка получает почти всю массу накопленного желтка и поэтому остается столь же крупным по объему, как и овоцит 1го порядка. Первое редукционное тельце иногда тоже делится на две одинаковые мелкие клетки.

Одновременно из акросомы сперматозоидов выделяются сперматозилины, которые разрыхляют оболочки яйцеклетки. В дальнейшем на месте двухслойного зародышевого диска путем его инвагинации, миграции и пролиферации клеток развиваются первичные зародышевые листки эктодерма, мезодерма и энтодерма. При погружении бластоцисты слизистую оболочку матки, ферменты трофобласта разрушают сосуды и железы. Кровяная кашица содержит все необходимые питательные вещества, таким образом трофобласт обеспечивает зародыш гистиотрофным типом питания. Новая пара сомитов образуется кзади от последней уже сформированной пары через определенный промежуток времени. Из кишечной энтодермы развивается эпителий желудочнокишечного тракта и крупные пищеварительные железыпечень, поджелудочная железа. В мезенхиме зародыша образуются все виды соединительной ткани, гладкая мышечная ткань, кровеносные сосуды. Например, макрофаги соединительной ткани, обладая высокой фагоцитарной способностью, выполняют роль чистильщиков ткани от чужеродных веществ или же от распадающихся собственных тканевых компонентов.

Внешние факторы могут вызывать адаптивные приспособительные изменения и дезадаптивные, приводящие к распаду тканевых компонентов. При гибели значительной части зрелых клеток выделение кейлонов уменьшается, что стимулирует пролиферативные процессы и приводит к восстановлению численности клеток данной популяции. Организменные регуляторные факторы обеспечиваются влиянием эндокринной и нервной систем. В регенерации различают такие понятия, как форма регенерации, уровень регенерации, способ регенерации. В таблице классификации лейкоцитов представлена лейкоцитарная формула здорового организма.

Продолжительность жизни нейтрофилов 8 дней, из них 812 они находятся крови, а затем выходят соединительную и эпителиальную ткани, где и выполняют основные функции. Лимфоциты являются клетками иммунной системы и потому последнее время все чаще называются иммуноцитами. Большие лимфоциты нормальных условиях периферической крови не встречаются. Лейкоцитарная формула у новорожденных детей Наибольшие изменения лейкоцитарной формуле отмечаются содержании нейтрофилов и лимфоцитов. Эмбриональный период гемопоэза приводит к образованию крови как ткани и потому представляет собой гистогенез крови. Однако часть стволовых клеток оказывается вне сосудов экстраваскулярно и из них начинают развиваться зернистые лейкоциты, которые затем мигрируют сосуды. Поддержание численности популяции стволовых клеток обеспечивается тем, что после митоза стволовой клетки одна из дочерних клеток становится на путь дифференцировки, а другая принимает морфологию малого лимфоцита и является стволовой. Эти клетки крупные, имеют крупное рыхлое эухроматин ядро с 2 4 ядрышками, цитоплазма базофильна за счет большого числа свободных рибосом. Лимфоциты при встрече с антигенами, превращаются бласты и снова делятся. Процесс превращения Тлимфоцита Тиммунобласт носит название реакции бласттрансформации.

После этого Тиммунобласт, возникший из Трецепторного киллера, хелпера или супрессора, пролиферирует и образует клон клеток. После такого дополнительного стимула наступает реакция бласттрансформации, то есть превращение Влимфоцита иммунобласт, который носит название плазмобласта. Однако активированные антигеном Влимфоциты способны сами синтезировать небольшом количестве неспецифические иммуноглобулины. Строение клеточной оболочки Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?. Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки?. Что такое электростатический градиент?.

Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки. Что известно наследственном аппарате митохондрий?. Что известно наследственном аппарате хлоропластов?. Что характерно для клеточного центра высших растений?. Комплекс Гольджи отвечает за выведение продуктов биосинтеза из клетки. Кто доказал, что новые клетки образуются путем деления материнской клетки?. Каков коэффициент осаждения прокариотических рибосом?. Какие виды эндоплазматической сети вам известны?. Как происходят взаимопревращения пластид?.

Как называется внутренняя среда митохондрий?. Хранение и передача наследственной информации, регуляция обмена веществ. Хранение и передача наследственной информации, регуляция обмена веществ клетки. Определение клетки, биологические мембраны клетки, их строение, химический состав и 27 09 2014 1. Строение, свойства и функции наружной плазматической мембраны Целостность самой мембраны поддерживается структурными компонентами цитоплазмы клетки 26 09 2014 2. Каждый органоид осуществляет определённые функции, жизненно необходимые для клетки. Рецепторы и прочие мелкие, молекулярного уровня, структуры, органоидами не называют. Так, рибосомы, которые обычно однозначно относят к органоидам, можно считать и сложным молекулярным комплексом. Мейоз — разновидность митоза, результате которого из диплоидных 2п соматических клеток половых желез образуются гаплоидные гаметы. Клетка, претерпевающая амитоз, дальнейшем не способна вступить нормальный митотический цикл.

Прежний взгляд на амитоз как примитивную форму деления ядра, на основе которой развился митоз, не подтвердился. Прямое деление вегетативного ядра макронуклеуса инфузорий, внешне напоминающее амитоз, представляет собой качественно своеобразную форму деления ядра, возникшую на основе преобразования митоза. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами виде крахмала, белков и различных масел. В процессе прорастания повышается обмен веществ зародыше и эндосперме семена набухают воде, крахмал, жиры и белки распадаются на сахар, жирные кислоты и аминокислоты.

В случае недостатка кислорода накапливаются вредные для зародыша вещества — этиловый спирт, молочная кислота, аммиак при недостатке температуры снижается поступление воды семена и активация обмена веществ, нарушается соотношение различных регуляторов роста. В спорангиях образуются два вида спор — микроспоры мужские споры и мегаспоры женские споры. Половое размножение цветковых растений осуществляется путем образования и распространения семян. Образованию семян предшествует процесс оплодотворения, то есть слияние мужских и женских половых клеток. Чашелистики располагаются снаружи и, отличие от лепестков, как правило, имеют плотную структуру и окрашены зеленый цвет. Простой все его части устроены практически одинаково, а потому этом случае их не принято называть ни чашелистиками, ни лепестками, а только лишь листочками простого околоцветника. Так, например, у тюльпана они нежные и яркоокрашенные, вследствие чего просторечии их все равно называют лепестками. Простой околоцветник встречается у однодольных лилии, ландыша, лилейника. Размножение является неотъемлемым свойством всех живых существ, обеспечивающим не только увеличение численности особей того или иного вида, но и непрерывность и преемственность жизни на протяжении неопределенно длительного времени.

Корневищ подземных побегов, несущих на себе спящие почки ландыш, ирисы, пионы, солидаго, канны. Корневой поросли побегов, образующихся из спящих почек корней растений. Последние, свою очередь, по месторасположению луковичекдеток подразделяют на подземные тюльпаны, нарциссы, воздушные стеблевые, расположенные пазухах листьев лилия тигринум и лилия бульбоносная, и виде соцветий, заполненных бульбочками у некоторых декоративных видов лука. Корневых клубней, или видоизмененных корней вместилищ питательных веществ. Различают три вида пластид хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Он состоит из двух маленьких цилиндров центриолей диаметром около 1 мкм, расположенных перпендикулярно друг другу. Жиры накапливаются виде капель семенах растений, подкожной клетчатке, соединительной ткани. Хромосомы разных пар негомологичные отличаются друг от друга по форме, месту расположения центромеры и вторичных перетяжек. К эукариотам относятся все остальные растительные и животные организмы.

Цитоплазма бесцветная, имеет слизистую консистенцию и содержит различные вещества, том числе и высокомолекулярные соединения, например белки, присутствие которых обусловливает коллоидные свойства цитоплазмы. Различие концентраций известной мере обусловливает возможность поступления клетку воды и почвенных растворов, что до некоторой степени объясняется явлением осмоса. Впоследствии, при дальнейшем росте клетки, вакуоли увеличиваются размерах и, сливаясь, часто образуют одну большую центральную вакуоль, оттесняющую цитоплазму к оболочке клетки. В таких клетках все органоиды располагаются тонком постенном слое цитоплазмы. Последние участвуют синтезе белков, выделяемых экскретируемых из клетки, а также белковферментов, необходимых для внутриклеточных процессов метаболизма или внутриклеточного пищеварения.

Местом синтеза этих ферментов служит гранулярная эндоплазматическая сеть. Конечные вещества как продукты расщепления виде мономеров попадают гиалоплазму, где включаются различные обменные процессы. Проницаемость внутренней мембраны очень мала, и через нее могут диффундировать только небольшие молекулы. В зависимости от природы накапливающихся веществ лейкопласты делят на амилопласты запасающие крахмал липидопласты, запасающие липиды виде масел и жиров например, плодах ореха, семенах подсолнечника протеинопласты некоторых семенах, запасающих белки. В растительных клетках к мембранным органоидам относятся вакуоли, которые представляют собой наполненный жидкостью мембранный мешок.

Центриоли представляют собой цилиндрические белковые структуры, расположенные вблизи ядра клеток животных у растений центриолей. Микротрубочки клетке используются качестве рельсов для транспортировки частиц. Повидимому, при помощи таких же пузырьков происходит дальнейшее перемещение созревающих белков от одной цистерны к другой.