Клетка с аксоном и дендритами

Морфологические отличия дендритов от аксонов Работа сделанна 2004 году Морфологические отличия дендритов от аксонов Реферат, раздел Медицина, 2004 год Строение и функции дендритов Морфологические Отличия Дендритов От Аксонов. Они продвигаются со скоростью около миллиметра сутки, что соответствует скорости медленного аксонного транспорта зрелом нейроне. Функцией дендритов является проведение нервных импульсов нервную клетку, а функция аксонов проведение нервных импульсов от нервной клетки. Стресс физиологическая реакция организма на негативное влияние окружающей среды, перенапряжение, трудную ситуацию, отрицательные эмоции. Дисфагия расстройство акта глотания, которое может возникнуть при некоторых болезнях нервной системы, глотки или пищевода. Для постановки правильного диагноза и выбора верной тактики лечения необходимо обратиться за помощью к врачу. Нервные клетки по количеству отростков делят на несколько основных типов.

Эти клетки существуют только у эмбрионов как промежуточный этап при развитии нейроцитов биполярные содержат аксон и дендрит. Подобные нервные клетки у человека есть сетчатке глаза и во внутреннем ухе мультиполярные обладают 2мя и более отростками, аксоном и дендритами. Это самый распространенный тип нейронов организме, они есть как центральном отделе нервной системы, так и периферическом псевдоуниполярные клетки из тела клетки выходит единственный общий отросток, включающий аксон и дендрит, позже он разделяется на два самостоятельных. Типы клеток по их назначению В соответствии с функциональным предназначением нервные клетки классифицируются на чувствительные, двигательные и вставочные. Астроциты являются многоотростчатыми мелкими клетками звездчатой формы. Отличительными особенностями нервной клетки являются высокая возбудимость и способность по своим отросткам и телу проводить возбуждение, за счет чего реализуется главная функция нервной клетки — переработка и передача сигналов от рецепторов к исполнительным органам организма мышцам, железам. Наружная мембрана нервной клетки непосредственно переходит мембрану аксонов и дендритов, образуя единую поверхность распространения нервного импульса. Самые многочисленные мультиполярные нейроны могут иметь два крайних варианта строения аксона относительно короткий аксон, ветвящийся вблизи тела нервной клетки клетка типа Гольджи очень длинный до 90 см неветвящийся аксон, достигающий своим окончанием исполнительного органа клетки типа Дейтерса. Ядро обычно находится центре тела нейрона его величина, а также степень деконденсации хроматина зависят от величины перикариона, длины и численности отростков. К нейронам данного типа относятся первичные клетки органов чувств и псевдоуниполярные клетки, у которых дендриты имеют свободные окончания.

Передача химических сигналов происходит через синапсы специализированные контакты между нейронами и другими клетками. Сенсорные нейроны реагируют на прикосновение, звук, свет и много других стимулов, воздействуя на клетки органов чувств. Из тела клетки часто получается несколько дендритов, но не более одного аксона, хотя последний может разветвляться сотни. Несмотря на базовую организацию, идентичную с другими клетками, у нейронов ярко выраженные черты, вызванные их адаптацией для передачи электрических сигналов. Заметной адаптацией нейронов к сигнальной и ведущей функции является их интенсивное ветвление всего это проявляется разветвлении дендритов.

Спектр геометрии нейронов варьирует от небольшого количества клеток, вообще не имеют дендритов, к клеткам Пуркинье, у которых количество дендритных ответвлений обычно практически невозможно точно подсчитать. Аксоны имеют свой собственный особый цитоскелет, элементы которого являются критически важными для процессов сигнальной передачи. По своей природе он самоподдерживающейся волной электрической деполяризации клеточной мембраны нейрона, распространяющееся точки ее инициации клетке к следующему синапса, где сигнал передается на другую клетку это может быть другой нейрон головном или спинном мозге, автономном нервном канале или клетка мускулов или желез любой части тела. Нейроны бывают нескольких типов зависимости от функций Сенсорные нейроны, реагирующие на такие раздражители как свет, звук, прикосновения, а также на другие стимулы, влияющие на клетки органов чувств. Аксон, который миелизированном виде ещё называют нервным волокном, представляет собой специализированное клеточное расширение, берущее начало из тела клетки из места под названием аксоновый холмик бугорок, распространяется на расстояние до одного метра.

Гранулы Ниссля содержат себе рибонуклеопротеид и принимают участие синтезе белка. Количество данных клеточных органелл зависит от функциональных особенностей клетки. Следует отметить, что тело клетки существует с нефункциональной центросомой, что не даёт нейронам возможности делиться. Вот почему количество нейронов у взрослого человека равно количеству нейронов при рождении. Аксон берет своё начало конической высоте тела клетки, называемым аксоновым холмиком, лишенным гранул Ниссля. Нервные волокна аксоны покрыты тонкой мембраной, которая богата липидами и называется миелиновой оболочкой. Функция аксона заключается передаче импульса из клеточного тела одного нейрона дендрон другого нейрона через синапс. Так, типичные аксоны практически никогда не содержат рибосомы, за исключением некоторых начальном сегменте. Так, каждый из 100 миллиардов нейронов содержит среднем 7 000 синаптических связей с другими нейронами.

Установлено, что мозг трехлетнего ребёнка имеет около 1 квадриллиона синапсов. Виды нейронов Нейроны бывают нескольких форм и размеров и классифицируются по их морфологии функциям. К первой группе он отнёс нейроны с длинными аксонами, которые передают сигналы на длинные расстояния. Ко второй группе он относил нейроны с короткими аксонами, которые можно было спутать с дендритами. Нейроны классифицируются по своему строению на следующие группы Однополярные. Нейроны, которые передают сигналы от тканей и органов центральную нервную систему. Изменения напряжения кроссмембране приводит к изменению функций вольтзависимых ионных калом. При этом один ключ может быть использован для открытия замков разного типа.

Другие нейроны крупные нейронные клетки супраоптического ядра имеют лишь один или два дендрита, каждый из которых получает тысячи синапсов. В химическом синапсе при достижении потенциалом действия аксона, происходит открытие напряжения кальциевом канале, что позволяет ионам кальция проникнуть терминал. Нервная клетка относится к отростчатым клеткам с четким делением на тело, ядерную часть и перикарион и отростки. Наружная мембрана нервной клетки непосредственно переходит мембрану аксонов и дендритов, образуя единую поверхность распространения нервного импульса. Части аксона функционально неравнозначны аксонный холмик конусовидное образование, отходящее от тела нервной клетки и начальный, или инициальный, сегмент аксона отрезок между аксонным холмиком и собственно нервным волокном являются областями, где возникает возбуждение собственно нервное волокно проводит это возбуждение форме нервного импульса терминальная часть нервного волокна обеспечивает условия для передачи импульса и формирует пресинаптическую часть синапса.

К их числу относятся белки, образующие так называемые ионные насосы, поддерживающие разницу содержании ионов натрия и калия внутри нервной клетки по отношению к наружной среде. По функциональному значению нервные клетки подразделяются на двигательные моторные, чувствительные сенсорные и интернейроны. Оно содержит ядрышко и окружено наружной и внутренней ядерными мембранами толщиной около 70 А каждая, разделенных перинуклеарным пространством, размеры которого вариабельны. В кариоплазме распределены глыбки хроматина, которые имеют тенденцию скапливаться у внутренней ядерной мембраны. Они очень вариабельны по форме, величине, разветвленное и ультраструктуре. Количество дендритов, форма их отхождения от нейрона, распределение их ветвей являются определяющими основанных на методах серебрения классификациях нейронов. Как правило, от тела нервной клетки отходит один аксон, который затем может отдавать многочисленные ветви. Переплетения аксонов, дендритов и отростков глиальных клеток создают сложные, неповторяющиеся картины нейропиля. Активная зона синаптического контакта, которой осуществляются выделение медиатора и передача импульса, характеризуется увеличением электронной плотности пресинаптической и постсинаптической мембран, разделенных синаптической щелью.

В последнее время качестве посредников синаптической передаче активно изучаются многочисленные нейропептиды, среди которых наибольшее внимание привлекают энкефалины и эндорфины, субстанция. Система аксонального транспорта является тем основным механизмом, который определяет возобновление и запас медиаторов и модуляторов пресинаптических окончаниях, а также лежит основе формирования новых отростков, аксонов и дендритов. Кроме механизмов аксонального транспорта биологически активных веществ, которые идут от тела нервной клетки к синапсам, существует так называемый ретроградный аксональный транспорт веществ от синаптических окончаний к телу нервной клетки. Мотонейроны получают сигналы от головного и спинного мозга, вызывают сокращение мышц и влияют на работу желез. Они могут тянуться на сотни микрон и многократно разветвляться, образуя сложное дендритное дерево. Однако из этого правила есть немало исключений некоторые нейроны могут не иметь дендритов или аксона, синапсы могут совмещать аксон с аксоном, дендриты с дендритами и тому подобное. В дополнение к локализации органелл, нейроны отличаются от обычных клеток по специализации фибриллярных и тубулярных протеинов, составляющих цитоскелет. Спектр геометрии нейронов варьирует от небольшого количества клеток, вообще не имеют дендритов, к клеткам Пуркинье, которых количество дендритных ответвлений обычно практически невозможно точно подсчитать. Синаптические контакты, образующихся на дендритах, созданные видоизмененным секреторным аппаратом, наиболее близкий аналог которого наблюдается некоторых эпителиальных клетках.

Химические и электрические процессы, благодаря которым информация, закодированная потенциалах действия, передается через синаптические контакты на следующую клетку, называются синаптической передачей. Они ветвятся и входят контакт с другими клетками организме мышечными, железистыми. Этот процесс характеризует высокая скорость обновления протеинов новых структурных частях коре, отличие от старых мозжечке, спинном мозге. Распространена классификация по числу количества отростков, их расположению. В зависимости от функции, клетки делятся на Отдельно отмечаются также секреторные, функции которых заключаются продуцировании нейрогормонов к примеру, гипоталамогипофизарной системе. Это целые механизмы, которые могут либо просто открываться или закрываться, либо прокачивать через себя вещество, затрачивая на это энергию. Одновременно с этим открыты калиевые клапаны через них ионы калия выходят обратно из клетки, стремясь уравновесить концентрацию калия снаружи и внутри.

Осталось взять их побольше, соединить сеть, которая начнет самообучаться, результате чего зародится компьютерный разум. Особое внимание исследователей привлекают две структуры конус роста, с помощью которого развивающийся отросток нервной клетки аксон или дендрит направляется к своей мишени, и синапс, который образуется. Фунющя нейронов состоит регулировании и интеграции различных видов активности организма. Электрическая активация мышцы под действием искусственных стимулов или результате спонтанного возбуждения иннервирующих ее мотонейронов подавляет образование фактора. Аксональный транспорт обусловливает рост и функциональную активность аксона, его регенерацию после очаговых поражений и адаптацию синаптической активности. Зародышевые нервные клетки выпускают отростки, которые трудно идентифицировать как аксоны или дендриты которые поэтому получили нейтральное название нейритов. Эти последние проходят сквозь базальную мембрану, окружающую нервную трубку. В процессе роста шванновская клетка многократно обертывается вокруг аксона цитоплазма ее при этом оттесняется к периферии. Один нейрон может иметь связи со многими до 20и тысяч другими нейронами. Мультиполярные нейроны — нейроны с одним аксоном и несколькими дендритами.

Эфферентные нейроны эффекторный, двигательный, моторный или центробежный. Из нервного гребня развиваются спинномозговые узлы, нервные узлы периферической вегетативной системы, часть нервных узлов головы. Терминали рецепторов подходят к этим клеткам и соединяются с ними, как бы сплющиваясь диск, или диск Меркеля. В периферической части интрафузальных мышечных волокон находятся миофибриллы и моторные бляшки. Медиатором может быть ацетилхолин холинергические синапсы, норадреналин адренергические синапсы. Большинство нейронов имеют много дендритов Тем не менее, некоторые нейроны могут иметь только один дендрит Короткие и сильно разветвленные Участвует передаче информации тело клетки Сома Сомой. Мультиполярные нейроны — нейроны с одним аксоном и несколькими дендритами. Как калий, так и натрий способны проникать через поры клеточной мембране, поэтому некоторый насос должен непрерывно производить обмен вошедших клетку ионов на трия на ионы калия из наружной среды.

Различия между группами А и В несущественны нейроны типа В обнаруживаются только преганглионарной части вегетативной нервной системы. Аксон отличается большой длиной, от нескольких сантиметров до 1—1, 5. Отросток нервной клетки, покрытый оболочками, называют нервным волокном. Так, у человека имеются лимфоидные клетки — небольшие диаметром около 10 мкм округлые клетки, участвующие иммунологических реакциях, и нервные клетки, часть которых имеет отростки длиной более метра эти клетки осуществляют основные регуляторные функции организме. Она осуществляет непосредственное взаимодействие с внешней средой и взаимодействие с соседними клетками многоклеточных организмах. Через поры легко проходят довольно крупные молекулы нуклеозидов, нуклеотидов, аминокислот и белков, и таким образом осуществляется активный обмен между цитоплазмой и ядром. Дендриты, для того чтобы сохранить экстремальных условиях структуру синаптических контактов и тем самым обеспечить функцию межнейронального взаимодействия, восполняют дефицит питательных веществ за счет прилежащих к ним структур.

Если действие патогенного фактора будет своевременно устранено, дендриты восстанавливают структуру и правильную пространственную организацию микротрубочек, тем самым восстанавливается и система транспорта веществ, которая присуща нормальному мозгу. От основного дендритного ствола отходит сравнительно узкая ножка, которая заканчивается расширением головкой. Вероятно, это органелла связана с очень важными функциями, присущими филогенетически самым молодым мозговым образованиям, так как шипиковый аппарат встречается основном коре головного мозга, и только у высших животных. Если аксон нервной ткани соединяется с телом следующей нервной клетки, такой контакт называется аксосоматическим, с дендритами — аксодендритический, с другим аксоном — аксоаксональный редкий тип соединения, встречается. В месте соединения аксона с телом нейрона у наиболее крупных пирамидных клеток 5ого слоя коры находится аксонный холмик. Данный белок является изолятором и способствует повышению скорости передачи информации по нервному волокну. Это особая часть сомы, способная генерировать электрический импульс, который передается аксону, а по нему дальше к своей мишени если к мышечной ткани, то она получает сигнал сокращении, если к другому нейрону, то это приводит к передаче какойлибо информации. Развитие и рост нейрона Нейрон развивается из небольшой клетки — предшественницы, которая перестаёт делиться ещё до того, как выпустит свои отростки. Миелиновая оболочка распадается миелин собирается капли, которых иногда ещё можно проследить обломки периферических аксонов.

Оболочка ядра сравнительна плотна и под электронным микроскопом выявляется виде двойной мембраны с нерегулярно расположенными порами. Под микроскопом они представляют собой тонкую сеть, петлях которой лежат зёрна тигроида. Их количество варьирует теле нервной клетки очень больших пределах. В аксонах митохондрии достигают необычайной длины до 10 микрон и иногда имеют сложную ветвистую форму. В процессе митотического деления различают 4 основные стадии профазу, метафазу стадия материнской звезды, анафазу стадия дочерних звёзд и телофазу. Могут на это время исчезать, а затем восстанавливаться некоторые специальные структуры и включения, например, реснички мерцательных клетках, гранулы секрета железистых. Значение мейоза не ограничивается предотвращением удвоений хромосом каждом следующем поколении. При амитозе ни ядре, ни цитоплазме не обнаруживаются какиелибо существенные перестройки.

Второй тип клеток выполняет вспомогательные функции, обеспечивая жизнедеятельность нейронов. Имеются также астроциты — клетки звездчатой формы, проявляющие выраженную опорнотрофическую и разграничительную функции. Нервные импульсы вних распространяются медленнее 1—2 сек, чемв миелиновых, и имеют тенденцию к рассеиванию и затуханию. Среди большого количества нейронов человеческого мозга обнаружено множество непохожих друг на друга клеток, однако их строении можно найти общие отличительные признаки. Основные структуры типичного нейрона От тела клетки отходят два типа островков, представляющих собой тонкие нити цитоплазмы они называются дендрит и аксон.

Это либо двигательные, либо вегетативные нейроны, по которым сигналы распространяются центробежно, а сами такие нейроны называются эфферентными. Возникновение этой разности зарядов обусловлено неодинаковым распределением ионов калия, натрия и хлора внутри клетки и снаружи ее, а также большей проницаемостью покоящейся клеточной мембраны лишь для ионов калия. Это обстоятельство приводит к закрытию натриевых каналов и стремительному выходу из клетки ионов калия через предназначенные только для них каналы результате восстанавливается первоначальная величина мембранного потенциала. Эти быстро происходящие изменения мембранного потенциала называются потенциалом действия. Потенциал действия является проводящимся электрическим сигналом, он быстро распространяется по мембране аксона до самого его окончания, причем нигде не меняет свою амплитуду. Он образуется на постсинаптической клетке после того, как возбужденная пресинаптическая отправит для нее специального химического курьера нейромедиатор. Он всегда имеет максимальную для данной клетки амплитуду и примерно одинаковую длительность, сколько бы раз ни повторялись вызывающие его условия. Они образуются из моноцитов крови, сумевших пройти сквозь стенки капилляров мозг, чтобы нем поселится. Возбуждающий постсинаптический потенциал возникает лишь через механизм выделения рецепторной клеткой медиатора.

Существует два основных вида кодирования частотное и пространственное. В перехватах Ранвье высокая плотность аканалов, поэтому каждом следующем перехвате возникает чуть больший по амплитуде потенциал действия, за счет этого возбуждение распространяется без декремента и может перескакивать через несколько перехватов. Поверхностная мембрана дендрита устроена так, чтобы максимальным образом использоваться для межнейрональных контактов. Миелин прерывается только области перехватов Ранвье, которые встречаются через правильные промежутки длиной примерно. Такой механизм реализован, частности, чувствительных элементах сетчатки.

Однако уникальная особенность, которая не позволяет отнести их, например, к высокопороговым терморецепторам, состоит том, что многие из них полимодальны одно и то же нервное окончание способно возбуждаться ответ на несколько различных повреждающих стимулов. В зависимости от механизма передачи нервного импульса различают химические электрические — клетки соединяются высокопроницаемыми контактами с помощью особых коннексонов каждый коннексон состоит из шести белковых субъединиц. Внутри спинного мозга имеется полость, называемая центральным каналом. Они разделены глубокой продольной щелью, глубине которой залегает мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Филогенетически старую часть представляют гиппокам и зубчатая извилина. Все аксоны объединяются пучки, которые связывают участки коры между собой, периферические органы чувств с корой головного мозга и кору головного мозга с подкорковыми образованиям.

Большинство импульсов идут сквозь ядра таламуса к клеткам третьего и четвертого слоев. Полосатое ядро имеет вид поперечных полос чередующегося серого и белого вещества. Здесь имеются серобугорные ядра, оказывающие влияние на эмоциональные реакции человека. Гипоталамус располагается спереди от ножек мозга и включает себя ряд структур расположенную спереди зрительную и обонятельную части. Задняя часть моста состоит из нисходящих волокон, здесь же располагаются ретикулярная формация и ядра черепных недров с 5 по 8 пары.

Хотя мозжечок и связан с корой головного мозга, его деятельность не контролируется сознанием. Вентральная область продолговатого мозга представляет собой ретикулярную формацию продолговатого мозга сетчатую, от. Обеспечивает двигательную иннервацию мышц мягкого нёба, глотки, гортани, а также поперечнополосатых мышц пищевода парасимпатическую иннервацию гладких мышц лёгких, пищевода, желудка и кишечника до селезёночного изгиба ободочной кишки, а также мышцы сердца. Строение нейронов Тело клетки Тело нервной клетки состоит из протоплазмы цитоплазмы и ядра, снаружи ограничена мембраной из двойного слоя липидов билипидный слой. Нейрон получает нервные импульсы по многочисленным коротким волокнам, называемыми дендритами и передает их по одному длинному волокну аксону. Дендритная компартментализация нейрона На большинстве дендритов встречаются специальные образования, так называемые, дендритные шипики.

В экспериментах на аксон кальмара Рассел 35, 36 показал существование натрий и калийзависимого транспорта хлора внутрь клетки, обладающего стехиометрией. Потенциал действия более тонких отростках нейрон а может привести к более значительным изменениям внутриклеточных концентраций натрия и калия, чем гигантском аксон кальмара. Нейрон как проводники электричества 127 направлении вдоль аксон а, и по мере продвижения часть его теряется благодаря перемещению ионов через мембрану. Каналы демиелинизированных аксон ах В аксон ах млекопитающих, миелиновая оболочка которых была удалена при помощи хронической обработки токсином дифтерии, появляется постоянная проводимость демиелинизированных областях. В течение следующих нескольких дней появлялись короткие ответвления вдоль этих родительских аксон ов с высокой скоростью от 2, 2 веточек на мм аксон а день на стадии 57 до 2, 8 на стадии. Дегенерация аксон ов и ретракция верхушек ответвлений аксон ах коры отличается от шеддинг от английского терять нейромышечных соединениях. Ретракция аксон ов не вовлекает ретракционные луковицы видимые при и при ней не наблюдают фрагментированных осколков, даже когда изображение регистрировали короткими интервалами. Можно вводить другие вещества, которые, наоборот, воспринимаются нервными окончаниями и передаются по аксон ам обратном направлении к телу клетки, выявляя место возникновения аксон.

Мозг просто подразделяется на части, поскольку подходящие методы окрашивания выявляют одних местах скопления нейрон ов, опутанных густой сетью их же собственных нитевидных отростков, других же ткань состоит основном из длинных Волокон нервных клеток — аксон ов, которые обслуживают связи на далекие расстояния нервной системе. Плазматическая мембрана глиальных клеток многократно обертывается вокруг аксон а, образуя слоистую оболочку, значительно повышающую эффективную толщину нервной мембраны. Участок клеточной мембраны у окончания аксон а, образующий первую половинку синапс а пресинаптическую мембрану, обладает удивительной специализированной структурой. В то же самое время нужно, чтобы другая предшествующая нервная клетка или клетки, аксон которой имеет тормозящие окончания на двигательных нейрон ах наружной прямой мышцы, вызывала ее строго соразмерное расслабление. Вовторых и это еще парадоксальнее, оказалось, что те корковые клетки, которые давали или ответы, на самом деле были не клетками, а просто аксон ами клеток. В случае избыточного притока сенсорной информации с периферии происходит активация тормозных интер нейрон ов, которые через аксо— аксон альные синапс вызывают деполяризацию афферентных терминалей и, таким образом, уменьшают количество выделяемого из них медиатора, а следовательно, и эффективность синаптической передачи. Аксон нейрон ов этой области проходят среднем переднемозговом пучке и имеют терминальные окончания различных отделах головного мозга мозжечке, гипоталамусе, лимбической системе, коре больших полушарий.

Нейрон ные цепи гиппокампа представляют собой стереотипные микросети, которые состоят из возбуждающих волокон энториальной коры, клеток—зерен и пирамидных клеток с аксон ами, идущими через свод к перегородке. Несколько структурных микромодулей, объединенных горизонтальным ветвлением терминалей специфических таламокортикальных афферентов, аксон терминалей и отростков звездчатых клеток формируют колонку или макромодуль, диаметр которой достигает 500—1000. Аксон нейрон ов 2го порядка, расположенные сером веществе спинного мозга, идут по латерал ьным канатикам той же путь Флексига или противоположной путь Говерса стороны к мозжечку. Эти аксон перекрещиваются непосредственно под ядром и по латерал ьному канатику спускаются до различных сегментов спинного мозга, устанавливая его сером веществе связи с интер нейрон. После выхода из позвоночного канала эти аксон идут составе смешанного нерва и, отделяясь от него, составе отдельных веточек белых соединительных ветвей подходят к ганглиям парных симпатических стволов, которые тянутся вдоль позвоночника. Аксон и дендрит белого вещества разделены на пучки со сходными функциями восходящие пути, которые проводят импульсы к головному мозгу, и нисходящие пути, которые проводят импульсы от головного мозга к эффектор. Разветвления аксон ов могут образовывать синапс на дендрит ах аксо дендрит ические синапс и на соме теле нервных клеток аксосоматические синапс, ряде случаев—на аксон аксо аксон альные синапс. Эти исследования подтвердили основной догмат хемоаффинной гипотез том, что установлении топографических проекций участвуют аксон, реагирующие на позиционную информацию.

На это указывает тот факт, что транссинаптическое действие импульса во внешнем аксон на соседние пирамидные клетки состоит слабой и непродолжительной деполяризации, за которой следует сильная и длительная гиперполяризация. Физиология насекомых 26 упоминаний аксон Лекция 4 Иннервация мышечных волокон Мышца насекомого получает быструю, медленную тормозную иннервацию, причем одно волокно может обслуживаться всеми категориями аксон ов быстрым, медленным и тормозным. Физиология высшей нервной деятельности 24 упоминаний аксон Кроме того, эта область мозга осуществляет прямой контроль над всей эндокринной системой через посредство специфических нейрон ов, регулирующих секрецию гормонов передней доли гипофиза, а аксон других гипоталамических нейрон ов оканчиваются задней доле гипофиза. Пресинаптическое торможение развивается аксо аксон альных синапс ах, образованных на пресинаптических окончаниях нейрон а, В основе пресинаптического торможения лежит развитие медленной и длительной деполяризации пресинаптического окончания, что приводит к уменьшению или блокаде дальнейшего проведения возбуждения. Все согласны, однако, что зрительное ощущение регулирует расхождение аксон ов независимо от того, устанавливается ли оно первоначально независимой активностью или за счет спонтанной активности сетчатки. Отходящий от тела клетки отросток Т образно делится на две ветви, одна из которых идет центральную нервную систему и выполняет функцию аксона, а другая подходит к рецепторам и представляет собой длинный дендрит. Мультиполярные вставочные нейроны большом количестве располагаются задних рогах спинного мозга, находятся и во всех других отделах центральной нервной системы.

Синапсы выполняют функцию усилителей нервных сигналов на пути их следования. Соответственно увеличивается количество ацетилхолина и фермента холинацетилазы, способствующего его образованию. При раздражении нерва пресинаптической части синапса одновременно разрушается от 250 до 500 везикул, соответственно выделяется синаптическую щель такое же количество квантов ацетилхолина. Ответную реакцию организма на раздражение рецепторов, осуществляется с участием центральной нервной системы, называют рефлексом. В ней нет вставочного нейрона, аксон афферентного нейрона непосредственно контактирует с телом клетки и дендритами мотонейрона передних рогах спинного мозга. Центральное время сухожильного рефлекса тоже равно приблизительно.

Вся деятельность мозга состоит из деятельности проекционных, ассоциативных, интегративно пусковых и лимбико ретикулярных систем. Работа каждой структуры и процесс их взаимодействия имеют динамический характер. Радужка представляет собой пластинку кольцевидной формы с отверстием изменяющегося диаметра зрачком. Нервный импульс по чувствительным клеткам и даже по ассоциативным биполярам идет виде гиперполяризации. Цветовая слепота дальтонизм обусловлена отсутствием колбочек одного или 2х типов. Кроме перечисленных нервных клеток сетчатке различают горизонтальные и амакринные. Кроме того, среди биполярных нейроцитов встречаются центрифугальные биполярные клетки, которые передают импульс противоположном направлении от ганглионарных клеток к биполярам, образуя систему самоконтроля всей системы нейроцитов. Он представляет собой расширенную часть аксона, которой располагаются синаптические пузырьки, заполненные медиатором ацетилхолином, адреналином. В связи с тем, что мембранные липиды жидкости, даже внутренние белки часто могут свободно перемещаться с места на место путем диффузии. Такие каналы реагируют лишь сла бо, если вообще реагируют, на изменения потенциала, но открываются, когда особая молекула медиатор связывается с некоторой рецепторной областью на белке канала.

В соматической нервной системе он непрерывающийся, его составляют волокна типа. Тело содержит ядро и биохимический аппарат синтеза ферментов и других молекул, необходимых для жизнедеятельности клетки. Большинство аксонов длиннее и тоньше дендритов и имеет отличный от них характер ветвления если отростки дендритов основном группируются вокруг клеточного тела, то отростки аксонов располагаются на конце волокна, том месте, где аксон взаимодействует с другими нейронами. Медиатор изменяет электрическое состояние воспринимающего нейрона, увеличивая или уменьшая вероятность генерации этим нейроном импульса. Один из важных классов клеток центральной нервной системы составляют глиальные клетки, или глия. Нейроны, организующие единую функцию, образуют так называемые группы, популяции, ансамбли, колонки, ядра. Шипики имеют сложную структуру и обеспечивают восприятие сигналов нейроном. Истинно униполярные нейроны находятся только мезэнцефалическом ядре тройничного нерва.

Мембраны комплекса Гольджи и митохондрии более симметричны, чем наружная плазматическая мембрана, и часто содержат окрашивающееся вещество среднем светлом слое. Нейрон это нервная клетка с отростками специализирующаяся на восприятии определенных сигналов, на способности трансформировать, вырабатывать и передавать импульсы и создавать функциональные контакты с другими клетками. Всего одной клетке Пуркинье 40000 шипиков, а их суммарная поверхность 220000 шипиков. В совокупности эти делящиеся митотическим путём клетки образуют внутренний терминальный зародышевый, или камбиальный, средний, или плащевой, слой, и расположенный более поверхностно наружный слой. В последнее время при помощи электронной оптики прослежены особенности развития периферических миелиновых мякотных и лишенных миелина безмякотных нервных волокон. В итоге концентрические слои миелина оттесняют ядро шванновской клетки на периферию.

В мозговых пузырях процессы протекают аналогичным образом, но с тем существенным отличием, что серое вещество развивается не только средних слоях, но и на поверхности мозговых пузырей, где образуется сложная слоистая кора больших полушарий и мозжечка. Особую проблему составляет вопрос причинах ориентации нервных волокон среди тканей развивающегося эмбриона. Направление и ориентация растущих нервных волокон наряду с перечисленными внешними факторами определяются также внутренней пространственной цитоплазматической структурой тела и отростков нейробластов. Серое вещество коры — самая молодая часть и вместе с тем самая большая часть, покрывающая остальные как бы плащом, откуда и ее название плащ, или мантия. Борозды и извилины мозга медиальная поверхность 1—медиальная лобная извилина 2 поясная борозда 3—борозда мозолистого тела 4 — подтеменная борозда, 5 — теменнозатылочная борозда 6 — шпорная борозда 7 — затылочный полюс. Слой этот, называемый корой большого мозга, представляется как бы сложенным складки, благодаря чему поверхность плаща имеет высшей степени сложный рисунок, состоящий из чередующихся между собой различных направлениях борозд и валиков между ними, называемых извилинами.

Ниже лежит нижняя теменная долька, которая, направляясь назад, огибает концы латеральной борозды и теряется области затылочной доли. Латеральная поверхность этой доли имеет три продольные извилины, отграниченные друг от друга верхней и нижней височными извилинами. Лимбическая область является частью новой коры полушарий большого мозга. Короткие волокна связывают между собой соседние извилины форме дугообразных пучков. Самая большая мозговая спайка — мозолистое тело — связывает между собой части обоих полушарий. При помощи этих путей кора большого мозга оказывает тормозное и регулирующее влияние на деятельность мозжечка. Специфическим типом аллокортекса является архикортекс, который состоит из трех клеточных слоев. От середины базальной поверхности тела отходит аксон, направляющийся белое вещество.

Наиболее длинные из них достигают каудальных сегментов спинного мозга. Место отхождения аксона от тела нейрона называется аксонным холмиком, который, суживаясь, постепенно переходит начальный сегмент аксона. Этот сегмент характеризуется тем, что микротрубочки цитоскелета здесь собраны небольшие группы и около плазмолеммы имеется слой электронноплотного материала. На светооптическом уровне исследования при изучении срезов нервной ткани, окрашенной солями серебра по методу Гольджи, видны некоторые морфологические отличия аксона от дендритов. Значение слова аксон Словарь медицинских терминов аксон, греч. Межнейронные синапсы образуются обычно разветвлениями аксона одной нервной клетки и телом, дендритами и аксоном другой. Это происходит либо клетках с густыми разветвлениями дендритов и короткими аксонами.

Кроме этого, у человека нервная система составляет материальную основу психической деятельности, анализа и синтеза поступающей организм информации мышления, речи, сложных форм социального поведения. При этом количество синаптических контактов между нейронами приближается к астрономической цифре. Общее количество нейронов нервной системе человека превышает 100 млрд. Длина отростков нервных клеток варьирует от десятых долей миллиметра до. За счет этих клеточных рецепторов нейрон получает всю необходимую информацию от других нейронов, а также меняет свое функциональное состояние, переходя из состояния покоя состояние возбуждения или торможения.

Около ядрышка нейронах у лиц женского пола часто выявляется тельце Барра крупная глыбка хроматина, содержащая конденсированную Ххромосому. Он состоит из множественных диктиосом пластинчатых образований, расположенных вокруг ядра виде сети. Однако это название, вероятно, неправильное, так как липофусцин выявляется нейронах плодов. Кроме того, липиды, входя состав миелиновой оболочки нервных волокон, обеспечивают высокое электрическое сопротивление таких оболочек. В большинстве случаев дендриты имеют относительно небольшую длину и сильно ветвятся вблизи тела нейрона. Шипики представляют собой лабильные структуры, которые разрушаются и образуются вновь их число резко падает при старении, а также при снижении функциональной активности нейронов.

Аксон данной клетки имеет постоянный диаметр, который варьирует от 1 до 20. Разветвления играют исключительно важную роль, так как увеличивают возможность передачи информации. Чаще всего эта классификация осуществляется по трем признакам морфологическим, функциональным и биохимическим. Мультиполярные нейроны имеют один аксон и много 2 и более дендритов. Функциональная классификация нейронов разделяет их по характеру выполняемой ими функции соответствии с их местом рефлекторной дуге на три типа афферентные чувствительные, эфферентные двигательные и ассоциативные. Один из отростков, отходящий от тела нервной клетки, следует на периферию, к тому пли иному органу и заканчивается там сенсорным рецептором, который способен трансформировать вэнергию внешнего стимула раздражения нервный импульс.

Как правило, афферентные нейроны имеют небольшие размеры и хорошо разветвленный на периферии дендрит. Другим исключением сетчатке является отсутствие, аксонов у фоторецепторов. Общая беда всех гуманитарных наук том, что их представители не дают себе труда точно определить термины, которыми они оперируют. Если одном месте пространства плотность среды больше, чем другом, эта часть среды создает повышенное давление на соседние области и вызывает уплотнение этих областях. И поэтому теории обычных сигналов это понятие раньше просто не существовало, это было вполне естественно. Общая мощность всякого сигнала равна суммарной мощности всех его частотных составляющих. Можно доказать, что эта последовательность периодическая, и что путем соответствующего выбора функции обратной связи алгоритма работы логической схемы цепи обратной связи можно сделать этот период максимальным и равным где число ячеек регистра число знаков периоде последовательности.

Действительно, для того, чтобы хранить памяти последовательность, состоящую, скажем, из миллиона знаков, требуется всего около двадцати ячеек регистра, не считая элементов схемы обратной связи. Из всех возможных наборов 1 и 0 выделим два набор 1, 1, 0 и набор 1, 0, 1 при которых первой входной ячейке регистра записана 1, а двух остальных любых либо 1 либо. Любая клетка, попадая эту зону, начинает более интенсивно расти направлении клеток, синхронно с ней возбуждающихся или тормозящихся. При случайном распределении полей рост нейронов происходит также случайном направлении. Внейроны образуют на дендритах и телах других нейронов только возбуждающие синапсы Тнейроны образуют только тормозящие синапсы. Ненаправленный рост также имеет место, но нас он пока не интересует, так как он проявляется особых условиях, которых мы может быть поговорим позже. При наличии синаптического возбуждения увеличивается скорость роста дендритов, а скорость роста аксона не изменяется или изменяется незначительно. В результате медленного роста их дендритов сравнительно случайном направлении, определяемом лишь конфигурацией кольца вблизи растущих нейронов, устанавливаются первые связи растущих нейронов с клетками кольца. Наиболее вероятно, что эти клетки расположены рядом, друг за другом, на минимальном расстоянии от. И соответствии с вышеизложенным немедленно начнет его тормозить, снижать его электрический потенциал.

Когда внешняя информация блокирована, отключена от мозга, мозг оказывается предоставленным самому себе. Структура аксона — это митохондрии, микроволоконцы, микроканальцы, нейрофиламенты, трубочки, цистерны, гранулярные пузырьки, и гладкая. В месте отхождения аксона от сомы находится аксонов холмик или коническое возвышение, его мембрана не покрыта глиальной оболочкой и называется инициальный сегмент. Для цитоплазмы нейроцитов характерно наличие всех общих органелл митохондрии, развитая гранулярная эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, клеточный центр, лизосомы и органелл специального назначения, называемых нейрофибриллами. В соответствии с функциональными особенностями нервные клетки классифицируются на чувствительные, вставочные и двигательные. В зависимости от происхождения нейроглия подразделяется на макроглию и микроглию. Эпендимоциты по морфологии напоминают эпителиальную ткань и образуют выстилку полостей головного и спинного мозга.

По строению отростков различают протоплазматические и волокнистые астроциты. Отростки нейронов проводят нервное возбуждение, а шванновские клетки этому способствуют. В функциональном отношении отростки нейронов высших животных различны, тогда как у низших беспозвоночных. Строение двигательного нейрона 1 перикарион 2 аксон и нервное волокно 3 нервные окончания мышце 4 дендриты. Эти отростки не ветвятся дают лишь тонкие коллатерали по своему ходу, не имеют шипиков. На световом уровне эти образования кажутся комплексами конусов и воронкообразных расширений, расположенных по ходу волокна.

При электронной микроскопии миелиновых волокон выяснено, что кольцевые перехваты представляют собой места контакта соседних леммоцитов, которые снабжены этой области многочисленными митохондриями и микроворсинками. Самые глубокие петли при этом оказываются наиболее удаленными от перехвата, а все последующие располагаются одна над другой ближе к перехвату. Схема образования миелинового волокна на поперечном срезе ае и объемном изображении жл ае последовательные стадии вращения мезаксона вокруг аксона на поперечном срезе. Электронная микрофотография аксодендритического нервного окончания из оптического слоя среднего мозга черепахи акс аксон ден дендрит нок нервное окончание нф нейрофиламенты тр нейротрубочки сп синаптические пузырьки С синаптические контакты типа десмосом. Если медиатор вызывает гиперполяризацию постсинаптической меМ браны при повышении проницаемости для ионов хлора или при выходе из клетки ионов калия при котором отрицательный заряд клетке увеличивается, то происходит торможение.

Так, ацетилхолин оказывает возбуждающее действие на одни клетки и тормозящее на другие. Гаммааминомасляную кислоту и глицин часто называют тормозными медиаторами, но иногда и они оказывают возбуждающее действие. Хотя эта гипотеза и кажется во многом убедительной, наиболее признанным считается другой способ выделения медиатора, при котором он выводится из клетки путем экзоцитоза так же, как выбрасывается из клеток большое количество различных секретов. Для образования нового пузырька, очевидно, требуется возврат участков плазмолеммы цитоплазму. Предполагается, что фрагменты аксолеммы возвращаются цитоплазму путем пиноцитоза, смещаясь на периферию синапса на границу со шванновскими клетками. Они образуются нейритами двигательных нейронов передних рогов спинного мозга или аксонами двигательных нейронов вегетативной.

Структура моторного нервного окончания а вертикально проходящие мышечные волокна 1, пересекаемые пучками мнелинизированных нервных волокон 2 3 моторные концевые пластинки увеличение около 170 эфферентное нервное волокно 1 и моторная концевая пластина вид сверху 2 3 она же вид сбоку 4 поперечнополосатое мышечное волокно. Схема поперечного среза а и объемная модель поверхности постсинаптической мембраны моторного нервного окончания образуют на этих клетках многочисленные синапсоподобные контакты. Особенно много их у беспозвоночных вибрационных органах пауков, органах равновесия различных животных. Они состоят из чувствительного сенсорного эпителия, а также пограничных и базальных клеток. Рецепторы поперечнополосатой мускулатуры образуют так называемые нервномышечные веретена. Различия строении инкапсулированных телец основном сводятся к разной величине и форме этих образований, а также к различным соотношениям развитии соединительнотканной капсулы и глиальной внутренней части тельца. Аксоны нейросекреторных клеток направляются нейрогипофиз заднюю долю гипофиза и промежуточную долю гипофиза, образуя с ними единую систему. Различают два вида астроцитов астроглиоцитов протоплазматические плазматические и волокнистые. Тела этих клеток имеют поперечник 15 20 мкм и снабжены крупными овальными ядрами. Короткие отростки волокнистых астроцитов контактируют с мягкой мозговой оболочкой, под которой располагаются и сами глиальные клетки.

На 1 ядра интерфасщжулярных олигодендроцитов 2 миелинизированные нервные волокна. Развитие спинальных и периферических ганглиев путем миграции нейронов 1 спинной мозг 2 хорда 3 мигрирующие нейроны 4 закладка спинального ганглия 5 закладка периферического ганглия спинного мозга и отчасти из спинномозговых ганглиев. Эти клетки начинают захватывать остатки миелина, имеющего, как известно, слоистый вид, и их цитоплазме появляется большое количество слоистых телец миелиновых фигур. Элементы сравнительной гистологии нервной ткани Не имея возможности останавливаться скольконибудь подробно на вопросах сравнительной анатомии и эволюционной гистологии, охарактеризуем лишь самых общих чертах особенности строения нервной системы у некоторых наиболее изученных представителей различных беспозвоночных и хордовых животных.