Чем проявляется действие вирусов на клетку

Аминокислоты Относительно низкомолекулярные органические соединения включающие углерод кислород водород азот и иногда серу Твёрдые. Первичная структура белковой молекулы представляет линейную последовательность аминокислотных остатков полипептидной цепи линейный биополимер каждый вид белка характеризуется строго определённой последовательн. Функции цитозоля 1 Место хранения биомолекул метаболитов запасных веществ и компонентов внутриклеточных структур микротрубочек рибосом и проч 2 Образование внутренней среды клетки. Рибосомы Самые мелкие клеточные органеллы диаметром около 20 нм Число рибрсом цитоплазме живых клетрк весьма велико обычной бактериальной клетке до 10 000 рибосом а эукариотических. Структурные компоненты ядра Строение ядра рассматривается интерфазе рабочей фазе когда хромосомы функционируют промежутке между двумя делениями ядро первым описано среди клеточных структур поскольку являе.

Ядрышко q Внутриядерная немембранная структура эукариотических клеток расположенная матриксе округлое тельце диаметром около 1 2 мкм форма размеры и количество ядрышек зависят от функционально. Митохондрии Имеются только эукариотических клетках прокариотических клетках функции митохондрий осуществляют мезосомы Палочковидные нитевидные или шаровидные органеллы диаметром около. Клеточная оболочка стенка Почти все клетки растений имеют хорошо выраженную относительно толстую клеточную стенку оболочку полисахаридной природы лежащую кнаружи от плазмолеммы животные клетки её не имеют. Функции вакуолей 1 Изоляция промежуточных продуктов метаболизма 2 Развитие клетке тургорного давления определяющего q форму и упругость клетки q растяжение клеток во время их. Сравнение растительной и животной клетки Признаки Растительная клетка Животная клетка Пластиды Целлюлозная клеточная стенка Вакуоли Гликокаликс. История создания клеточной теории Философские и натурфилософские идеи q Возрождение философской идеи структурности атомизма корпускулярности дискретности П Гассенди 1658 q Учение о монад.

Обмен веществ и превращение энергии клетке Все живые организмы обитающие на Земле представляют собой открытые системы способные активно организовывать поступление энергии и веществ извне поток энергии и веще. Типы гетеротрофного питания Процесс потребления энергии и вещества называется питанием В зависимости от источника пищи выделяют два основных способа гетеротрофного питания голозойный и голофитн. Поток энергии клетке v Автотрофы и гетеротрофы неразрывно связаны между собой пищевыми цепями и энергетически создавая круговороты веществ и поток энергии экосистемах v Первичным источником. Свойства генетического кода 1 Триплетность каждая аминокислота кодируется тремя рядом расположенными нуклеотидами триплетом кодоном Кодон триплет. Процессы интерфазы Включает три периода 1 Пресинтетический или постмитотический G1 следует непосредственно за делением клетки самый продолжи. Профаза I Аналогична профазе митоза спирализация хромосом растворение ядерной оболочки исчезновение ядрышка удвоение и расхождение центриолей образование веретена деления и прикрепление нитей. Биологическое значение мейоза 1 Образование гаплоидных клеток с редуцированным вдвое по сравнению с материнской клеткой числом хромосом гамет или спор 2 Поддержание постоянства кариотипа вида ряду. Споруляция спорообразование Очень широко распространённый способ бесполого размножения встречающийся практически у всех растений грибов некоторых простейших например тип споровики а также прокариот многие.

Образование двуслойного зародыша В зависимости от типа бластулы клетки ходе гаструляции перемещаются поразному выделяют четыре основных способа гаструляции образования двухслойного зародыша. Целостность онтогенеза Организм развивается как целостная система единстве с условиями среды его развитии можно выделить три группы факторов детерминирующих развитие q Генетические факторы. Основные гипотезы старения q Гипотеза ортобиоза И И Мечников причина старения усиления процесса интоксикации самоотравления результате накопления продуктов азотистого белковог. Белковая оболочка вируса капсид Состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепей белков капсомеров одного или нескольких типов но не больше 6 для каждого вируса существует свой набор белков. Бактериофаги фаги Открыты одновременно во Франции и Англии 1917 Из всех вирусов имеют наиболее сложное строение Живут и размножаются только клетках бактерий вызывая их гибель холер. Дигибридное и полигибридное скрещиние Третий закон Менделя Полигибридное скрещивание скрещивание родительских организмов отличающихся и анализируемых по нескольким признакам по двум признакам или двум парам аллелей.

Хромосомные мутации хромосомные перестройки аберрации Причины вызываются значительными изменениями структуре хромосом перераспределении наследственного материала хромосом Во всех случаях возникают результате. Комбинативная изменчивость Комбинативная изменчивость изменчивость возникающая результате закономерной перекомбинации аллелей генотипах потомков вследствие полового размножения. Значение модификационной изменчивости 1 большинство модификаций имеет приспособительное значение и способствует адаптации организма к изменению внешней среды 2 может вызывать негативные изменения морфозы. Вариационнвя кривая распределения модификаций вариционном ряд V варианты признака Р частота встречаемости вариантов признака Мо мода или наиболее. Близнецовый метод Метод заключается изучении закономерностей наследования признаков у одно и двуяйцевых близнецов частота рождения близнецов составляет один случай на 84 новорождённых.

Лечение наследственных болезней 1 Симптоматическое и патогенетическое воздействие на симптомы болезни генетический дефект сохраняется и передаётся потомству n диетотер. Взаимодействие аллельных генов одной аллельной пары Выделяют пять типов аллельных взаимодействий 1 Полное доминирование 2 Неполное доминирование 3 Сверхдоминирование 4 Кодоминирова. Задачи биотехноглгии 1 Получение кормового и пищевого белка из дешового природного сырья и отходов промышленности основа решения продовольственной проблемы 2 Получение достаточного количесства. Этапы технологического процесса микробиологического синтеза I этап получение чистой культуры микроорганизмов содержащей лишь организмы одного вида или штамма Каждый вид хранится отдельной пробирке и поступает на производство. Достижения генной инженерии Введение генов эукариот бактерии используется для микробиологического синтеза биологически активных веществ которые природе синтезируются только клетками высших организмов Синтез. Хромосомная инженерия у растений Заключается возможности биотехнологической замены отдельных хромосом гаметах растений или добавления новых В клетках каждого диплоидного организма имеются пары гомологичных хромосо. Клониальное микроразмножение растений Культивирование клеток растений относительно несложно среды просты и дёшевы а культура клеток неприхотлива Метод культуры клеток растений состоит том что отдельная клетка или. Гибридизация соматических клеток у животных Соматические клетки содержат весь объём генетической информации Соматические клетки для культивирования и последующей гибридизации у человека получают из кожи. Инженерная энзимология Инженерная энзимология область биотехнологии использующая ферменты производстве заданных веществ Центральным методом инженерной энзимологии является иммобилиза.

Биогеотехнология Биогеотехнология использование геохимической деятельности микроорганизмов горнодобывающей промышленности рудной нефтяной угольной С помощью микроо. Свойства живого вещества 1 Содержат огромный запас энергии способной производить работу 2 Скорость протекания химических реакции живом веществе миллионы раз быстрее обычных благодаря участию ферментов. Биомасса почвы Почва смесь разложившихся органических и выветренных минеральных веществ минеральный состав почвы включает кремнезём до 50 глинозём до 25 оксид железа магния калия фосфора. Биогеохимические циклы отдельных химических элементов Биогенные элементы циркулируют биосфере совершают замкнутые биогеохимичесик циклы которые функционируют под действием биологических жизнедеятельность и геологичес. Круговорот воды Осуществляется за счёт солнечной энергии Регулируется со стороны живых организмов 1 поглощение и испарение растениями 2 фотолиз процессе фотосинтеза разложени. Признаки современной ноосферы 1 Возрастающее количество извлекаемых материалов литосферы рост разработок месторождений полезных ископаемых сейчас оно превышает 100млрд тонн год 2 Массовое потр. Влияние человека на биосферу Современное состояние ноосферы характеризуется всё возрастающей перспективой экологического кризиса многие аспекты которой уже проявляются полной мере создавая реальную угрозу сущест. Производство пищи Истощение и загрязнение почвы сокращение площади плодородных почв q Пахотные земли занимают 10 поверхности Земли 1, 2 млрд га q Причина чрезмерная эксплуатация несовершенство с производства водная и ветровая эрозия и образование оврагов. Сокращение природного биологического разнообразия q Хозяйственная деятельность человека природе сопровождается изменением численности видов животных и растений вымиранию целых таксонов снижению разнообразия живого q В настоящее врем.

Гипотезы происхождения жизни на Земле Существую две альтернативные концепции о возможности происхождения жизни на Земле q абиогенез возникновение живых организмов из веществ неорганической природы. Изменчивость Обоснование изменяемости видов Для обоснования положения об изменчивости живых существ Ч Дарвин воспользовался распространёнными. Коррелятивная соотносительная изменчивость Изменение структуры или функции одной части организма обуславливает согласованное изменение другой или других поскольку организм целостная система отдельные части которой тесно связаны межд. Основные положения эволюционного учения Ч Дарвина 1 Все виды живых существ населяющих Землю никогда и никем не были созданы а возникли естественным путём 2 Возникнув естественным путём виды медленно и постепенно. Критерии вида признаки идентификации видовой принадлежности Значение критериев вида науке и практике определение видовой принадлежности особей видовая идентификация I Морфологический сходство морфологических наследс.

Виды популяций 1 Панмиктические состоят из особей размножающихся половым путём перекрёстно оплодотворяющихся 2 Клониальные из особей размножающихся только. Мутационный процесс Спонтанные изменения наследственного материала половых клеток виде генных хромосомных и геномных мутаций происходят постоянно на протяжении всего периода существования жизни под действием. Значение популяционных волн 1 Приводит к ненаправленному и резкому изменению частот аллелей и генотипов генофонде популяций случайное выживание особей период зимовки может увеличить концентрацию данной мутации. Борьба за существование Формы естественного отбора Движущий отбор Описан Ч Дарвином современное учение развито Д Симпсоном англ Движущий отбор отбор. Основные особенности естественного и искусственного отбора Естественный отбор Искусственный отбор 1 Возник с возникновением жизни на Земле около 3млрд лет назад 1 Возник. Общие признаки естественного и искусственного отбора 1 Исходный элементарный материал индивидуальные признаки организма наследственные изменения мутации 2 Осуществляются по фенотипу 3 Элементарная структура популяци. Характеристика признаки гормонов 1 Образуются железах внутренней секреции нейрогормоны могут синтезироваться нейросекреторных клетках 2 Высокая биологическая активность способность быстро и сильно изменять. Гипофункция щитовидной железы гипотериоз Причиной гипотерозов является хронический дефицит йода пище и воде Недостаток секреции гормонов компенсируется за счёт разрастания ткани железы и значительное увеличение её объёма. Гормоны коркового слоя минералкортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны Корковый слой образован из эпителиальной ткани и состоит из трёх зон клубочковой, пучковой и сетчатой, имеющих разную морфологию и функции Гормоны относится к стероидам кортикостероиды. Скелетномоторные рефлексы 1 Коленный рефлекс центр локализуется поясничном сегменте рудиментарный рефлекс от животных предков 2 Ахиллов рефлекс поясничном сегменте 3 Подошвенный рефлекс.

Таламус зрительные бугры Представляет собой парные скопления серого вещества 40 пар ядер, покрытые слоем белого вещества, внутри III желудочек и ретикулярная формация Все ядра таламуса афферентные, чувств. Функции гипоталамуса 1 Высший центр нервной регуляции сердечнососудистой системы, проницаемость кровеносных сосудов 2 Центр терморегуляции 3 Регуляция водносолевого баланса орган. Функции ассоциативных зон 1 Связь между различными зонами коры сенсорными и моторными 2 Объединение интеграция всей чувствительной информации, поступающей кору с памятью и эмоциями 3 Решающее. Влияние симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы Симпатический отдел Парасимпатический отдел 1 Учащает ритм, увеличивает силу сердечных сокращений 2 Расширяет коронарные сосуды. Значение условных рефлексов 1 Лежат основе обучения, получения физических и психических навыков 2 Тонкое приспособление вегетативных, соматических и психических реакций к условиям.

Угасательное условное торможение Развивается при систематическом неподкреплении условного раздражителя безусловным v Если условный раздражитель повторять через короткие промежутки времени без подкреплениея его. Гигиена зрения 1 Профилактика травм защитные очки на производстве с травмирующими объектами пыль химические вещества, стружки, осколки и 2 Защита глаз от слишком яркого света солнце Наружное ухо Представлении ушной раковиной и наружным слуховым проходом Ушная раковина свободно выступающая на поверхности головы. Среднее ухо барабанная полость Лежит внутри пирамиды височной кости Заполнено воздухом и сообщается с носоглоткой через трубку, длиной 3, 5 см и диаметром 2 мм евстахиеву трубу Функция евстахиев. Особенности видов искусственного отбора селекции Массовый отбор Индивидуальный отбор 1 К размножению допускаются множество особей с наиболее выраженными хозя. В случае если вирусный геном включается состав клеточного генома, или, как принято называть данный процесс, интегри рует с клеточным геномом и реплицируется вместе с ним, такая инфекция принято называть интеграционной Интеграцион ная инфекция возникает результате физического объе дин ения генома вируса и клетки При этой форме инфек ции вирусный геном реплицируется и функционирует как составная часть клеточного генома Интегрировать могут как полный геном, так и часть генома При гепатите.

Заражение чувствительных клеток де фектным вирусом Дефектным принято называть такой ви рус, который не способен проявить вс генетические функции, необходимые для образования инфекционного потомства. Непермиссивность клетки к определ енному вирусному агенту может проявиться на любом этапе инфекции Чувствительность клетки к ряду вирусов определяется на личием на клеточной поверхности специфических рецеп торов, предопределяющих адсорбцию и проникновение вируса клетку Такой генетически обусловленный меха низм клеточной резистентности наиболее четко установлен для пикорнавирусов, а также онковирусов птиц Для боль шинства вирусов можно подобрать две клеточные системы, одной из которых будет развиваться продуктивная, а другой абортивная инфекция Механизм генетически обусловленной резистентности клеток к вирусам широко варьирует, но базе его лежит либо отсутствие клеточ ных факторов, необходимых для репродукции вируса, либо наличие факторов, нарушающих процесс репродукции. Цитопатический эффект является следствием несколь ких причин 1 нарушение нормальной жизнедеятельности клетки результате механического повреждающего действия вирусных компонентов на клеточные структуры 2 повреждение лизосом, благодаря чему освобождаются высокоактивные лизосомальные ферменты, вызываю щие аутолиз клетки 3 интенсивное истощение белковых и энергетических ресурсов клетки за счёт переключения клеточных ферментов и белоксинтезирующего аппарата на синтез вирусспецифических макромолекул 4 специ фическое повреждающее действие вирусов на клеточные молекулы Эти причины повреждения клетки различным образом проявляются и сочетаются при разных вирусных инфекциях. Таким образом, паразитизм вирусов носит особый характер паразитизм на генетическом уровне. Протоонкоген это группа нормальных генов клетки, оказывающая стимулирующее влияние на процессы клеточного деления, посредством специфических белков. Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой Уяснить как происходит жизненный цикл вирусов Раскрыть особенности презентация. Рис 47 Жизненный цикл вирусов А и электронная фотография бактериофага. У многих животных рыб, амфибий, птиц, млекопитающих обнаружены десятки вирусов, вызывающих раковые заболевания У человека обнаружены целые группы онковирусов Полагают, что около 15 опухолей человека провоцируются вирусной инфекцией. Естественный приобретённый иммунитет отличается у разных людей и не передаётся по наследству, поэтому его ещё называют индивидуальным иммунитетом Пассивный естественный иммунитет обеспечивают антитела, полученные ребёнком от матери вместе с грудным молоком Активный естественный иммунитет формируется после перенесённого заболевания Такой иммунитет также называют постинфекционным Он сохраняется организме течение длительного времени После некоторых заболеваний иммунитет сохраняется пожизненно, например после кори, краснухи, скарлатины и других детских болезней.

В основе современных представлений о механизме вирусного канцерогенеза лежит понятие онкогена. Многие аденовирусы человека и животных эксперементальных условиях проявляют онкогенную активность Особенно четко эта активность проявляется при заражении новорожденных сирийских хомячков, у которых спустя нескольло недель на месте инъекции появляются саркомы, не содержащие инфекционного вируса Аденовирусы представляют большой интерес как одна из лучших моделей для изучения вирусного канцерогенеза. Кроме этих классификаций есть еще много других На пример, по типу переноса инфекции от одного организма к другому. Спустя 25 лет после открытия вируса, канадский ученый Феликс Д Эрел, используя метод фильтрации, открыл новую группу вирусов, поражающих бактерии Они так и были названы бактериофагами или просто фагами Жизненный цикл бактериофагов. Можно представить себе два принципиально различных механизма воздействия опухолеродного вируса на клетку. Онкогенные вирусы этой группы привлекают настоящее время большое внимание как возбудители ряда злокачественных опухолевых заболеваний человека и животных Для онкогенных герпесвирусов характерна способность вызывать лимфоидные опухоли так вирус ЭпштейнаБарра, являюшийся возбудителем инфекционного мононуклеоза, он же является возбудителем лимфомы Беркитта у негров Африке и назофарингеального рака и китайцев ЮгоВосточной Азии и рака шейки матки. В этой группе известны вирусы саркомы кур, мышей, кошек и обезьян У человека примером ретровирусного канцерогенеза является острый Тклеточный лейкоз Эндемичные районы заболевания юг Японии, Западная Индия, Центральная Африка.

Трансдукция от лат transductio перемещение передача генетического материала от одной клетки к другой, что приводит к изменению наследственных свойств. Разработка эффективных противовирусных мероприятий основаны на характерной особенности каждого вируса растений, на передаче заболевания от одних растений другим Применяется термическая обработка, химиотерапия, сочетание этих способов опрыскивание растений или насыщения атмосферы термокамеры ингибиторами вируса. Система интерферона является важнейшим фактором неспецифической резидентности Наряду со специфическим иммунитетом она обеспечивает защиту организма от множества неблагоприятных воздействий Доказана возможность использования этого препарата для профилактики и лечения ряда вирусных заболеваний Система интерферона осуществляет организме контрольнорегуляторные функции, направленные на сохранение клеточного меостаза Важнейшими из этих функции являются антивирусная, противоклеточная, иммуномодулирующая и радиопротективнаая Клиническое использование интерферона и его продуктов. Интерферон является универсальным фактором неспецифической резидентности и образуется всеми клетками организма практически сразу же после внедрения вирусов Наиболее активными продуцентами интерферона являются лимфоциты и макрофаги При большинстве вирусных инфекции установлена четкая корреляция между уровнем интерферона и тяжестью заболевания Как правило, количество интерферона заметно снижается при тяжелом течении болезни и возрастает при доброкачественном В связи с этим использование готовых препаратов интерферона или стимуляции выработки собственного интерферона с помощью индукторов являются весьма перспективными методами профилактики и терапии вирусных инфекций. Мембрана клетки, которой размножается вирус, изменяется, и это фиксируется натуральными киллерами NKклетками Натуральные киллеры одновременно уничтожают обнаруженную инфицированную клетку и передают сигнал об этом другим иммунокомпетентным клеткам, которые ответ на него начинают интенсивно вырабатывать интерферон Интерферон, свою очередь, защищает нормальные клетки от заражения вирусами. Вследствие лейкопении организм ребенка становится уязвимым для бактериальных инфекций, которые вызываются различными патогенными или условнопатогенными бактериями, поскольку именно лейкоциты обеспечивают защиту от данного вида микробов А поскольку у ребенка вырабатывается большое количество интерферона, то нейтрофильных лейкоцитов становится очень мало, вследствие чего значительно повышается риск бактериальных осложнений вирусных инфекций Собственно, именно бактериальными осложнениями и опасны вирусные инфекции у детей Многим родителям знакома ситуация, когда у ребенка только появится насморк так буквально на 2 3 день развивается осложнение виде бронхита, ларингита, синусита отита и Естественно, чем дольше продолжается вирусная инфекция у ребенка, тем длительнее период его подверженности различным бактериальным инфекциям, которые протекают значительно тяжелее, имеют смертельно опасные осложнения и лечатся исключительно антибиотиками. Лихорадка является общим ответом всего организма ребенка на вирусную инфекцию, однако помимо нее имеется еще и местная реакция, протекающая на участке тканей, инфицированных вирусом И этой местной реакцией является воспалительный процесс. Описанное воздействие на организм ребенка оказывает вирус при острой инфекции, протекающей с гибелью пораженных клеток Если же вирусная инфекция хроническая, при которой вирус просто живет внутри клеток и не размножается, тем самым не вызывая их быструю и массированную гибель, то воздействие микроба на организм ребенка будет несколько иным В такой ситуации гибель клеток будет медленной и постепенной, результате чего ребенок может целом чувствовать себя нормально, но некоторые моменты у него будет необъяснимо повышаться температура и появляться симптомы интоксикации Эти проявления гибели клеток будут периодическими.

Также при развитии противовирусного иммунного ответа с интенсивным синтезом антител и выбросом интерферонов сильно повреждаются кровеносные сосуды, что сопровождается покраснением кожных покровов или появлением сыпей Однако выраженные повреждения сосудов с формированием сыпи развиваются только при некоторых инфекциях, таких как краснуха менингоэнцефалит и др Остальные вирусные инфекции провоцируют только покраснение кожного покрова. Антигистаминные средства при обструкции применяют потому, что они эффективно снимают воспалительный отек и помогают немного расширить просвет дыхательных путей ребенка Однако, строго говоря, при вирусных инфекциях для устранения бронхоили ларингоспазма показаны к применению бронхолитики например, Изопреналин, Фенотерол, Ипратропия бромид, Эуфиллин и, а не антигистаминные средства Но некоторые врачи назначают детям антигистаминные средства и для уменьшения спазма дыхательных путей, и для уменьшения выработки слизи, и облегчения общего состояния. Заболевания растений, животных и человека, вирусная природа которых настоящее время установлена, течении многих столетий наносили ущерб хозяйству и вред здоровью человека Хотя многие из этих болезней были описаны, но попытки установить их причину и обнаружить возбудитель оставались безуспешными. На основании опытов фильтрации через градуированные линейные фильтры были определены размеры вирусов Размер наиболее мелких из них оказался равным 2030 нм а наиболее крупных 300400. Способность вирусов вызывать опухоли была установлена начале 20 века. Многие аденовирусы человека и животных эксперементальных условиях проявляют онкогенную активность Особенно четко эта активность проявляется при заражении новорожденных сирийских хомячков, у которых спустя несколько недель на месте инъекции появляются саркомы, не содержащие инфекционного вируса Аденовирусы представляют большой интерес как одна из лучших моделей для изучения вирусного канцерогенеза. Система интерферона является важнейшим фактором неспецифической резидентности Наряду со специфическим иммунитетом, она обеспечивает защиту организма от множества неблагоприятных воздействий Доказана возможность использования этого препарата для профилактики и лечения ряда вирусных заболеваний Система интерферона осуществляет организме контрольнорегуляторные функции, направленные на сохранение клеточного меостаза Важнейшими из этих функций являются антивирусная, противоклеточная, иммуномодулирующая и радиопротективная.

Классификация и типы ретровирусов как носителей и активаторов онкогенов высокоонкогенные, низкоонкогенные, механизм действия Строение, элементы и цикл развития данных вирусов Tлимфотропные вирусы человека эпидемиология, описание, профилактика. Итак, начнем ребята сегодняшний урок Все, что здесь услышите, окажется вам впрок Что такое вирусы и есть ли от них вред, Сегодня на уроке найдете вы ответ. Спустя много лет ученые узнали, что вирусы меньше бактерий 50 раз, поэтому они свободно проходили через фильтр Ивановский назвал открытые организмы фильтрующимися микробами, и выявил два основных свойства вирусов они очень малы, и их невозможно отличие от клеток выращивать на искусственных питательных средах. Шесть лет спустя, 1898 году независимо от Ивановского такие же результаты получил голландский микробиолог М Бейеринк Он сделал вывод, что болезнь мозаику табака вызывают не микробы, а жидкое заразное начало, или фильтрующийся вирус, который размножается лишь живых организмах Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались Возбудителем болезни табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк Причиной болезни являлись вирусы особые организмы от латинского vis яд Размеры вирусов от 20 до 300 нм, их удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа 30 годы XX века, они примерно 50 раз меньше бактерий Вирусы входят царство Vira и распространены повсеместно Первым сфотографировали именно вирус табачной мозаики, который является самым изученным Открытие вирусов положило начало новой науке вирусологии, изучающей неклеточные формы организмов. Учитель Вирусы сильно отличаются от других живых организмов Вирусы это особая и уникальная форма жизни, хотя и примитивная Вирусы часто называют переходной формой между организмами живой и неживой природы Когда вирус находится клетке хозяина, он ведет себя как живой организм, он находится во внутриклеточной форме, образует комплекс вирус клетка хозяина Если вирус находится вне клетки хозяина, покоящейся внеклеточной форме, он представляет собой вирусную частицу или вирион этом случае вирус не проявляет признаков живого организма Записи тетради. Вирусы поражают все живые организмы растения, животных и человека и вызывают заболевания. После проникновения вириона гриппа клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов тысячу раз Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни. Трансдукция от лат transductio перемещение передача генетического материала от одной клетки к другой, что приводит к изменению наследственных свойств. О том, что растения болеют, люди узнали те далекие времена, когда перешли на оседлое земледелие Земледельцы как могли лечили растения, старались предотвратить массовое поражение Один из возбудителей болезней растений вирус табачной мозаики Подобный вирус встречается у картофеля, томатов, цветов, плодовых и ягодных культур Одним из признаков вирусного поражения является изменение окраски цветов поколения например тюльпанов и изменения окраски листьев желтуха растений. Это может повлечь за собой появление клонов и популяции вирусов, обладающих новыми свойствами и результате новые неизученные эпидемии.

Персистентная либо латентная инфекция могут вести к трансформации клеток. Колонии одноклеточных организмов Среди живых организмов существует группа, занимающая промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными организмами Колониальные организмы это совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни Типичным представителем таких организмов является вольвокс заполненный слизью шар, поверхность которого образована тысячами клеток Двухжгутиковые клетки колонии связаны друг с другом цитоплазматическими мостиками, что позволяет вольвоксу согласованно работать жгутиками и плыть направлении источника света Отдельные клетки вольвокса уходят внутрь шара, образуя там дочерние молодые колонии Новые колонии растут, порой образуя внутри себя уже внучатые колонии Спустя некоторое время материнская колония лопается и погибает, а дочерние и внучатые колонии выходят наружу. Для некоторых вирусологических работ, например при выделении вируса с невыясненными болезнетворными свойствами, необходимо использовать гнотобиотов Термин гнотобиоты объединяет две категории животных безмикробных стерильных, не содержащих никаких жизнеспособных микробов, и гнотофор носителей одного моногнотофоры, двух дигнотофоры, или более полигнотофоры микроорганизмов Безмикробных животных все шире применяют вирусологических исследованиях, так как обычные животные часто являются латентными вирусоносителями, что сказывается на результатах экспериментов Доказана большая чувствительность гнотобиотов к вирусной инфекции Например, после инфицирования вирусом энцефаломиелита наблюдали 100 ное заболевание безмикробных поросят и лишь частичное обычных Безмикробные мыши оказались более чувствительными к вирусу ньюкаслской болезни, осповакцины стерильные поросята к аденовирусам, вызывающим энцефалит свиней безмикробные кошки к возбудителю инфекционного перитонита кошек и такие же собаки к вирусу инфекционного гепатита собак. При отборе куриных эмбрионов для заражения вируссодержащим материалом к ним предъявляют следующие требования. Клеточная оболочка Основу клеточной оболочки составляет плазматическая мембрана биологическая мембрана, ограничивающая внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Пластиды органоиды, окруженные оболочкой, состоящей из двух мембран, с гомогенным веществом внутри стромой Пластиды характерны только для клеток фотосинтезирующих эукариотических организмов В зависимости от пигментов различают хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Хлоропласты зеленые пластиды, которых протекает процесс фотосинтеза Наружная мембрана гладкая Внутренняя формирует систему плоских пузырьков тилакоидов, которые собраны стопки граны В мембранах тилакоидов содержатся хлорофиллы и каратиноиды Хромопласты содержат каратиноиды, придающие им красную, желтую или оранжевую окраску Они придают яркую окраску цветам и плодам Лейкопласты непигментированные, бесцветные пластиды Содержатся клетках подземных или неокрашенных частей растений корней, корневищ, клубней Способны накапливать запасные питательные вещества, первую очередь крахмал, липиды и белки Лейкопласты могут превращаться хлоропласты, а хлоропласты хромопласты при созревании плодов.

Микротрубочки и микрофилламенты нитевидные структуры состоящие из сократительных белков и обуславливающие двигательные функции клетки Микротрубочки имеют вид длинных полых цилиндров, стенки которых состоят из белков тубулинов Микрофилламенты еще более тонкие, длинные, нитевидные структуры, состоящие из актина и миозина Микротрубочки и микрофилламенты пронизывают всю цитоплазму клетки, формируя ее цитоскелет, обуславливают циклоз ток цитоплазмы, внутриклеточные перемещения органоидов, образуют веретено деления Определенным образом организованные микротрубочки, формируют центриоли клеточного центра, базальные тельца, реснички, жгутики. Функции ядра 1 хранение генетической информации и передача ее дочерним клеткам процессе деления. Манифестные вирусные инфекции включают все вирусные инфекции, которые протекают с выраженными клиническими проявлениями и говорят о поражении вирусом тех или иных клеток органов или систем человека и животных Они протекают с выраженным цитопатическим эффектом гибелью пораженных вирусом клеток Модус данного взаимодействия острая инфекция Примером данных заболеваний могут служить грипп, корь, желтая лихорадка, эпидемический паротит, бешенство, клещевой энцефалит. Ничего не вызывающие вирусы организма выделяются достаточном количестве с поверхности слущивающегося эпидермиса, из испражнений, отделяемого слизистых, а также из объектов окружающей среды. Различают три типа взаимодействия вируса с клеткой продуктивный, абортивный и интегративный. Продуктивный тип взаимодействия виру са с клеткой, репродукция вируса лат re повторение, productio производство, проходит 6 стадий 1 адсорбция вирионов на клетке 2 проникновение вируса клетку 3 раздевание и высвобождение вирусного генома депротеинизация вируса 4 синтез вирусных компонентов 5 формирование ви рионов 6 выход вирионов из клетки У раз личных вирусов эти стадии отличаются. По длительности взаимодействия с макроорганизмом инфекция может быть острой и персистентной. Персистентные инфекции от лат persistenta упорство, постоянство Персистентная инфекция зависимости от выделения вируса окружающую среду и появления симптомов заболевания проявляется виде. Один и тот же вирус может вызвать острую и персистентную инфекцию зависимости от состояния организма и первую очередь его иммунной системы Например, вирус кори вызывает как острую инфекцию, так и длительно текущую подострый склерозирующий панэнцефалит Точно также вирусы герпеса, гепатита В и аденовирусы. Один и тот же вирус может вызывать латентную или острую инфекцию зависимости от иммунокомпетентностихозяина Поэтому, можно считать, что способность вызывать латентные инфекции является проявлением более глубокой специализации к хозяину вируса, утратившего связь с первичным резервуаром Латентность этих вирусов необходимо рассматривать только как их свойство, проявляющееся иммунокомпетентном хозяине, вирусы такого типа способны использовать обе стратегии паразитизма, но разной степени Основную для них вторую стратегию они используют иммунокомпетентных хозяевах, а иммунодефицитных вынужденно проявляют первую острая инфекция.

Вирусологическая диагностика основана на выделении вируса из ис следуемого материала и его последующей индикации и идентификации. Цитолитическая и нецитолитическая ин фекции Острая зараза на клеточном уровне может быть цитолитической и нецитолитической зависимо от судьбы зараженной клеточки Зараза, завершающаяся смертью лизисом клеточки именуется цитолитической Ин фекция, которая конкретно не приводит к лизису клеточки, и клеточка еще может работать течение некого периода времени, продуцируя вирусные ча стицы, именуется нецитолитической. Патологические конфигурации зараженных вирусами кле ток обоснованы специфичными и неспецифическими процессами К неспецифическим процессам относятся про цессы, обусловленные конфигурацией проницаемости плазма тической мембраны, маргинация хроматина, хромосомные аберрации, пикноз ядер, вакуолизация цитоплазмы По следнее свойство может получать так своеобраз ный и выраженный нрав, что преобразуется специфичный признак неких вирусных зараз Так, один из вирусов, вызывающий таковой процесс, SV40 получил заглавие вакуолизирующий вирус Специфичес кими переменами являются, к примеру, вирусные включе ния, образование симпластов Специальные и неспеци фические процессы могут привести к деструкции клеточки Цитопатический эффект и его предпосылки Деструкцию клеточки, возникающую при цитолитической инфекции, на зывают цитопатическим эффектом, а вирус, вызывающий этот эффект, именуют цитопатогенным Большая часть вирусов животных являются цитопатогенными, и это свой ство лежит базе патогенеза ряда вирусных зараз Цитопатический эффект обширно употребляется лабора торной диагностике вирусных зараз для индикации вируса культуре клеток и выявления антител сыво ротках переболевших. В отличие от других представителей ми ра микробов, вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами на генетичес ком молекулярном уровне Среди них нет непатогенных, поэтому применительно к ним термин патогенность обычно не применя ют, а вирулентность обозначают как инфекционностъ или инфекциозностъ В связи с вы шеизложенным инфекционный процесс при вирусных инфекциях связан прежде всего с поражением клеток, которых они размно жаются, и всегда является взаимодействием двух геномов вирусного и клеточного. Сама по себе адсорбция вирусов на повер хности клетки далеко не всегда приводит к проникновению вирусов клетки Многие вирусы, имеющие гемагглютинин на своей поверхности, адсорбируются на эритроци тах, особенно на безъядерных эритроцитах млекопитающих, но не проникают них, поскольку последние лишены способности к эндоцитозу Это же значительной степени справедливо и для сохранивших ядра птичьих. Усилители и трансактиваторы являются не обходимым атрибутом вирусов как генетичес ких паразитов, конкурирующих с клеточным геномом Неравные шансы небольших по раз мерам вирусов на победу уравновешиваются возникшими ходе эволюции генетическими элементами, позволяющими гораздо мень шей по величине молекуле вирусного генома успешно завершить экспрессию своих генов и создать вирусное потомство При этом вирусы широко используют механизмы клеточного происхождения, которые теперь обращены против клетки хозяина. Патогенность вирусов имеет адресный ха рактер Каждый вирус занимает свою эколо гическую нишу Одни из них поражают ши рокий круг хозяев, другие более или менее близкие между собой виды, третьи одинединственный вид, хотя экспериментальны ми моделями могут быть разные виды живот ных В пределах вида хозяина вирус поражает определенные клетки, которые имеют рецеп торы к данному вирусу, что и определяет тка невой тропизм вирусов При этом разные ви русы могут взаимодействовать с различными клеточными рецепторами, так как одни. Медленной вирусной инфекцией называется такое взаимодействие вирусов с организмом, которое характеризуется длительным инку. Как и всякая другая система, система иммунитета имеет свои органы и клетки Ее органы это тимус вилочковая железа, костный мозг, селезенка, лимфатические узлы их иногда неправильно называют лимфатическими железами, скопление клеток глотке, тонком кишечнике, прямой кишке Клетками имунной системы являются тканевые макрофаги, моноциты и лимфоциты Последние свою очередь, полразделяются на Тлимфоциты созревание их происходит тимусе, откуда и их название и Влимфоциты клетки, созревающие костном мозге.

Эволюция вирусов эру научнотехнического прогресса результате мощного давления факторов протекает значительно быстрее, чем прежде В качесиве примеров таких интенсивно развивающихся современном мире процессов можно указать на загрязнение внешней срыды промышленными отходами, повсеместное применение пестицидов, антибиотиков, вакцин и других биопрепаратов, горомная коцентрация населения городах, развитие современных транспортных средств, хозяйственное освоение ранее неиспользованных территорий, создание индустриального животноводства с крупнейшими по численночти и плотности популяции животных хозяйств Все это приводит к возникновению неизвестных ранее возбудителей, изменение свойств и путе циркуляций известных ранее вирусов, а также к значительным изменениям восприимчивости и сопротивляемости человеческих популяций. Эти препараты оказывают избирательное действие, поражая одни виды насекомых и оказываясь относительно безвредными для других, что может вызывать резкое нарушение экологического равновессия природных очагах инфекций Некоторые пестициды, например, чрезвычайно ядовиты для наездников насекомых, паразитирующих на клещах переносчиках ряда вирусных инфекций и тем самым регулирующих их численность Есть и еще одна сторона проблемы Пестициды теле насекомого могут действовать качестве мутогенного фактора для вирусов, находяшихся. Продуктивный тип завершается образованием нового поколения вирионов и гибелью лизисом зараженных клеток цитолитическая форма Некоторые вирусы выходят из клеток, не разрушая их нецитолитическая форма. Взаимодействие вируса с клеткой начинается с процесса адсорбции, прикрепления вирусов к поверхности клетки Это высокоспецифический процесс Вирус адсорбируется на определенных участках клеточной мембраны так называемых рецепторах Клеточные рецепторы могут иметь разную химическую природу, представляя собой белки, углеводные компоненты белков и липидов, липиды Число специфических рецепторов на поверхности одной клетки колеблется от 10 4 до 10 5 Следовательно, на клетке могут адсорбироваться десятки и даже сотни вирусных частиц. Специфическое сродство вирусов к клеткам и тканям определяется двумя механизмами Присутствием на клеточной поверхности специфических для вируса рецепторов Содержанием системе активирующих ферментов, необходимых для протеолитического расщепления вирусных поверхностных белков и проявления инфекционной активности вируса. Существуют следующие общие принципы сборки вирусов, имеющих разную структуру. Общая медицинская вирусология Н С Горячкина и др под ред Н С Горячкиной, Л И Кафарской Ростов Д Феникс Общая микробиология Лабораторный практикум Изд 2е, перераб доп Нальчик Каб Балк унт При заражении вирусами клеточных культур можно получать различные видимые проявления действия вируса. Образование заражённой клеточной культуре под плотным слоем специального агарового покрытия характерных бляшек являющихся негативными колониями вирусов.

Подавление процессов метаболизма заражённой вирусом культуре клеток, выявляемое с помощью так называемой цветной пробы. Гемадсорбирующие свойства имеют многие вирусы орто и парамиксовирусы, флавивирусы, поксвирусы Эти же вирусы обладают спосодностью вызывать гемагглютинацию склеивание эритроцитов Приобретение способности к гемадсорбции связано со встраиванием мембрану заражённых вирусом клеток вирусспецифических белков гемагглютининов, к которым эритроциты имеют комплементарные рецепторы и поэтому адсорбируются на поверхности заражённых клеток В реакции применяют эритроциты морской свинки, кур, обезьян, человека 0 I группы По наличию явления гемадсорбции обнаруживают присутствие вирусов культурах клеток при латентной инфекции, когда цитопатический эффект оказывается слабо выраженным или отсутствует совершенно. Гемагглютинация, вызываемая вирусами, не является иммунологической реакцией, так как здесь нет системы антиген антитело С помощью этой реакции легко выявить присутствие гемагглютинирующего вируса, но невозможно его идентифицировать Вирусы, обладающие гемагглютинирующими свойствами, имеют на поверхности гемагглютинины, с помощью которых происходит склеивание эритроцитов По своей химической природе гемагглютинины являются глико или липопротеидами. Ставят для идентификации выделенного вируса Для постановки реакции берут два ряда пробирок, из которых первый ряд является опытным, а второй контрольным В первый ряд пробирок наливают определённое количество неразведённой диагностической иммунной сыворотки, во второй контрольный такое же количество неразведённой нормальной сыворотки того же вида животного Отдельно пробирках готовят несколько разведений вируса, чтобы при добавлении их пробирки опытного, контрольного ряда получились последовательные 10кратные разведения вируса например, 10 1 10 2 10 3 и Сыворотки и добавляемые разведения вируса должны быть одинаковых объёмах, например по 0, 2 мл Пробирки с приготовленной смесью ставят термостат при температуре 37 0 С обычно на 12 часа После этого опытные и контрольные смеси вводят мышам или куриные эмбрионы Каждым разведением для достоверности опыта заражают не менее 4 мышей или куриных эмбрионов. Ученые считают, что вирусы возникли около 3 млрд лет назад из нуклеиновых кислот организмов прокариотов результате выделения из генома свободных фрагментов, которые приобрели способность синтезировать белковую оболочку и делится удваиваться, реплицироваться внутри клеток Высказывается мнение, что новые типы вирусов и сейчас образуются из генома бактерий иэукариот ядра, пластид, митохондрий.

Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов пестрые также обусловлено вирусом, а ведь цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. Как и ответы на другие стрессорные воздействия, система ответа на окислительный стресс находится под контролем специального гена, данном случае оху R Клетки, приобретшие устойчивость к перекиси, становятся устойчивыми и к тепловому шоку, однако тепловой шок не стимулирует устойчивости к перекисям.